При разработке стратегического плана развития Петрозаводска
на 2005-2010 гг. пришлось учитывать существенную разницу в структуре экономики столицы Карелии и всей республики. Рассказать подробно о новой стратегии развития города мы попросили начальника управления Центра перспективного планирования при администрации Петрозаводска
Андрея Сухорукова
- Андрей Сергеевич, предшествовали ли разработке стратегического плана научные исследования? Какие выводы были сделаны учеными?
- С сентября 2003 года над перспективным планом работали специалисты администрации Петрозаводска совместно с учеными Карельского научного центра РАН. Были проведены социологические опросы горожан. Исследования показали, что в экономике города за последнее время произошли серьезные структурные сдвиги, связанные с резким снижением роли крупных промышленных предприятий и увеличением одновременно доли торговли и сферы услуг, а также малого предпринимательства.
В 2003 году объем промышленной продукции в денежном выражении составил 9 млрд 71 млн руб., а обороты в торговле и сфере общественного питания - 11 млрд 75 млн руб. Число индивидуальных предпринимателей выросло за последние 5 лет в 2,5 раза.
У Петрозаводска как столицы лесосырьевого региона России - своя специфика. Дело в том, что на лесную отрасль приходится только 3% всей промышленной продукции. В то же время на экспорт отправляют 25% всей произведенной в городе продукции. Доля населения, занятая в малом бизнесе, приближается к 30%. В республике этот показатель составляет 10%.
По мнению исследователей, конкурентные преимущества Петрозаводска, по сравнению с другими российскими городами, в большей степени сосредоточены в гуманитарной сфере.
- Какова же главная идея стратегического плана города?
- Мы долго думали над этим и наконец вынуждены были отказаться от существующих стандартов. Стратегический план базируется на миссии, суть которой - в продвижении североевропейских стандартов качества жизни. Для формирования современной постиндустриальной экономики в городе есть все предпосылки: соответствующий уровень образования, информатизации, международной проектной деятельности.
- Для разработки стратегического плана привлекали средства международных организаций?
- Была такая возможность, но решили, что бюджет станет главным источником финансирования разработки.
- На III Российском форуме лидеров стратегического планирования, который недавно прошел в Петербурге, говорили о том, что трудностей при составлении добротных перспективных планов сегодня нет. Есть проблемы с их реализацией. Как будет осуществляться финансирование вашего проекта на стадии его выполнения?
- Одним из первых документов, который будет подготовлен в рамках стратегии, станет концепция развития муниципальных финансов до 2010 года. В ней мы постараемся уйти от ранее действовавшей установки, заключающейся в том, что финансирование перспективного плана осуществляется только за счет бюджета. Теперь финансирование станет многоканальным.
- О каких источниках финансирования идет речь?
- Это средства, предоставляемые федеральным и республиканским бюджетом под целевые программы, гранты международных организаций, частные инвестиции... Планируется создание фондов, которые будут собирать заявки социальных организаций, а затем предлагать их бизнесу на предмет финансирования. В городе есть много специалистов, которые связаны с зарубежными фондами. Мы хотим объединить их в ассоциацию, чтобы они могли лучше координировать свои действия при разработке заявок под гранты.
- Как обстоит дело с бюджетной обеспеченностью расходов, связанных с социально-экономическим развитием города?
- В последние годы обострилось противоречие между темпами социально-экономического развития и ростом объемов бюджета. Это стало следствием изменений бюджетного законодательства и политикой федерального центра, в результате чего снизилась доля отчислений в городскую казну с 42% в 1998 году до 24% в 2004-м. По среднедушевой бюджетной обеспеченности Петрозаводск оказался на последнем 19-м месте среди районов республики.
- Насколько город обеспечен инвестициями?
- В 2003 году объем инвестиций в основной капитал составил 1,6 млрд руб., и на 77% это были средства предприятий и организаций, а также бюджета. Инвестиций явно маловато. Но по отдельным отраслям отмечается все же положительная динамика. Хорошо финансируются информационные технологии.
По уровню развития телекоммуникаций город не отстает от Москвы. Шведская компания `ИКЕА` собирается построить два завода: один - на севере республики, другой - в Петрозаводске. Местные инвесторы готовы дать деньги для создания уникального производства по выпуску древесно-стружечных плит.
- А насколько активно в Петрозаводске присутствуют финансы соседней Финляндии?
- Прямых финских инвестиций не очень много. В основном мы работаем с нашими соседями по линии гуманитарных контактов. Вообще финнов интересует лес, а он в Петрозаводске вырублен, поэтому нет и инвестиций.
- В правительстве России сейчас проходит согласование новая программа TACIS под названием `Добрососедство`, направленная на укрепление связи между нашими приграничными районами и соседними европейскими государствами. Вписывается ли она в стратегию Петрозаводска?
- Есть проект `Еврорегион-Карелия`, который действует несколько лет. Предполагается его продолжение в рамках нового проекта ЕС `Добрососедство`. Это сотрудничество тем более вписывается в нашу концепцию североевропейской интеграции.
- Как идет процесс обсуждения стратегического плана?
- Первая версия плана появилась на сайте администрации города в июне. Тогда же началось ее обсуждение во властных структурах. С населением мы начали работать гораздо раньше. План рассматривали на заседании правительства республики. Оно было открытым, и в дискуссии смогли участвовать все городские сообщества. На заседании определились направления, по которым предполагается консолидировать усилия республики и города.
- Удалось ли согласовать интересы власти, бизнеса и общества, учитывая то, что, по данным социологического опроса в Петрозаводске, отсутствует устойчивая система площадок публичного диалога между этими группами?
- Дискуссии возникали по проблемам ЖКХ, массового строительства жилья и, как ни странно, образования. В итоге договорились о совместных приоритетах бюджетного финансирования в капитальном строительстве, общественном транспорте, экологии и в системе образования на уровне лицеев и гимназий.
Если говорить конкретно, то планируется выделить средства для подведения газопроводов в удаленные районы Петрозаводска, где по этой причине не может начаться массовое строительство жилья. На дополнительное финансирование смогут рассчитывать лицеи и гимназии, доля которых в системе образования города выше, чем в республике.
- Когда стратегия развития Петрозаводска начнет действовать?
- Стратегию сначала нужно подкрепить нормативными документами. Рассчитываем, что до конца года стратегический план будет принят. |