Первого ноября у Смольного должен состояться очередной протестный митинг. В этот раз свои претензии власти намерены заявить не пенсионеры, не бюджетники и не члены оппозиционных партий, а представители малого бизнеса
Примечательно, что эта акция пройдет всего через несколько дней после того, как правительство города утвердило концепцию развития и поддержки малого предпринимательства. То ли чиновники и бизнесмены не слышат друг друга, то ли говорят на разных языках, но фактом остается то, что чей-либо выигрыш от противостояния в любом случае сомнителен.
На тему малого бизнеса говорены тысячи речей и исписаны тонны бумаги. Тема `своего дела` была одной из самых любимых едва ли не у всех представителей власти в новой России. Покопавшись в газетных подшивках, можно разыскать наиболее умилительные рассуждения о том, сколь важную роль играют небольшие частные предприятия в большой государственной экономике.
Обычно в таких ритуальных выступлениях принято говорить, сколь весомую долю вносит малый бизнес в местный бюджет, и еще поминать об опыте западных стран, где больше половины рабочих мест обеспечивают вовсе не транснациональные корпорации или финансовые группы, а небольшие пекарни, автомастерские, магазинчики, кафешки, адвокатские бюро и прочие частные лавочки.
Когда же выступления заканчиваются и начинается проза жизни, выясняется, что реальность далека от благостных словес.
- Для нас важно повысить производительность труда, увеличить налоговые сборы и убедить бизнесменов начислять легальные зарплаты, - так суммировал глава Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Владимир Бланк задачи новой концепции развития малого бизнеса, разработанной его подчиненными. Иначе говоря, дал понять, что этой курице следует поскорее начать нести золотые яйца.
Идея вполне здравая. Только вот развиваться малый бизнес, как ни странно это звучит, склонен в стабильных и предсказуемых условиях, а с ними пока как раз `напряженка`. История со сносом по решению власти сотен ларьков, в результате которой около 40 тысяч человек в Петербурге в одночасье лишились рабочих мест, у всех на слуху.
Вспомним и другой эпизод, когда во время очередного рейда по городу Валентина Матвиенко вдруг возмутилась вывеской ночного клуба на главной улице и потребовала ее немедля убрать. Вроде как там был намек на обнаженную натуру, из-за чего губернатор сильно осерчала. Этот пример весьма показателен с точки зрения подхода городской власти к малому бизнесу. Подход этот хорошо отражает поговорка: `Что хочу, то и ворочу`. Дело не в том, хорош клуб или нет, эстетична его реклама или не очень. Дело в том, что проводить политику, повинуясь спонтанным желаниям, не лучший выбор. Если же губернаторское решение было не спонтанным, вдвойне странно, почему оно было подано именно так.
Подобных примеров из практики можно отыскать немало. В результате малый бизнес, по определению не способный так же эффективно, как крупные компании, отстаивать свои интересы, стремится не к прозрачности и заметному росту, а к серым схемам и `теневым` доходам. Как можно планировать будущее и выходить из `тени`, держа на уме, что если сегодня власти не понравился стрип-клуб, то завтра может не понравиться пекарня: мало ли какие ассоциации способен навеять на утомленного начальственной функцией чиновника, к примеру, батон, выставленный в витрине.
В результате имеем следующее: с одной стороны, речи и концепции, в которых малому бизнесу предрекается большое будущее, а с другой - полную непредсказуемость и непрозрачность того самого `реального` сектора, который все никак не снесет свои золотые яйца для городской казны. Напротив, старт собственного дела и по сей день сродни лотерее с непредсказуемым финалом, причем роль чисто рыночных факторов в этой непредсказуемости куда как мала. На первом плане - замысловатая политика власти, задрапированная речами и концепциями. Будь по-иному, тогда к Смольному никто выходить не собирался бы. |