По данным маркетинговых исследований, более 70% сантехнической трубопроводной арматуры применяют в строительной отрасли и ЖКХ. Необходимость в ней постоянно растет - это связано как с возрастающими объемами строительства жилых домов и промышленных зданий, так и с увеличением объема ремонта внутренних систем водо- и газоснабжения
Ведущими производителями сантехнической арматуры сегодня являются ОАО `Бологовский арматурный завод`, ОАО `Пензенский арматурный завод и УП `Цветлит` (Белоруссия). На их долю в России приходится не менее 40% производства сантехнической арматуры. Но, несмотря на ежегодный рост продаж, их общая доля на рынке неуклонно снижается. Это связано с активной экспансией товаров зарубежных производителей.
Можно выделить следующие основные торговые марки, активно продвигаемые на российском рынке: Remer, STC, Itap, Fiv, Bugatti, Rastelli (Италия), Standard Hidraul, Sena (Испания). В гораздо меньшем количестве присутствуют изделия других европейских фирм. Продукция зарубежных производителей превосходит продукцию отечественных фирм как по номенклатуре выпускаемых изделий и качеству продукции, так и по цене: некоторые модели дешевле, чем отечественные аналоги более чем в полтора раза.
Перечисленные изделия позиционируются как официально произведенные иностранными фирмами товары и имеют соответствующие сертификаты. Но, кроме них, на рынке присутствуют и многочисленные подделки этих марок, производимые в Китае и Турции. В ходе опроса, проведенного среди оптовых организаций, занимающихся продажей сантехнической арматуры, было выявлено несколько фирм, активно продвигающих на российский рынок поддельную сантехническую арматуру.
По прогнозам специалистов предприятий-производителей и оптовых фирм, тенденция к увеличению доли импортной арматуры, в том числе и подделок, будет сохраняться в течение ближайших нескольких лет. Конкуренция на российском рынке сантехнической арматуры также постоянно растет, так как предложение продукции превышает спрос на нее.
Также большую роль на рынке играют оптовые организации - посредники между заводами-производителями и конечными потребителями (или более мелкими оптовыми фирмами).
Наиболее крупные (по объемам продаж) - фирмы ЗАО `Сантехкомплект`, ЗАО `Снаб- Сервис`, ЗАО `Проконсим` и ООО `Механика-сервис`. Оптовые организации стремятся быть более конкурентоспособными на рынке сантехнической арматуры, чем предприятия-производители, за счет большей ориентированности на потребности покупателей и предоставления сервиса более высокого уровня. Но зависимость от ценовой политики производителей и слабого уровня владения инструментами маркетинга препятствует росту их конкурентоспособности.
В качестве иллюстрации основных преимуществ оптовых организаций можно привести деятельность ООО `Сантехкомплект-Нева`, одной из ведущих оптовых фирм, работающих на рынке сантехнической арматуры Северо-Западного региона. О деятельности фирмы рассказал ее коммерческий директор Сергей Филькин. Главное преимущество перед производителями, считаеи он, заключается в том, что у фирмы на складе обширный номенклатурный перечень продаваемых изделий: начиная с труб и заканчивая фитингами. Это позволяет покупателю приобретать всю интересующую его продукцию в одном месте.
Сервис также отличается от того, что может предложить производитель продукции (у него поставки могут осуществляться в течение месяца), тогда как у фирмы-оптовика он составляет максимум несколько дней.
Потому одна из возможных причин сокращения доли отечественных производителей на рынке сантехнической арматуры - в неумении, а может быть, и в нежелании менеджмента этих предприятий осваивать новые инструменты маркетинга и затем благодаря им выстраивать сбытовую политику, выгодную и потребителям, и производителям. |