Да, такого выбора, какой предложили сорока миллионам своих сограждан авторы российской пенсионной реформы, в анналах истории едва ли сыщешь. В чьей `светлой` голове могло родиться убеждение, что нормальный, в меру обремененный работой человек способен за ограниченный всего несколькими месяцами срок внимательно изучить предложения пятидесяти пяти управляющих компаний, семидесяти семи негосударственных и одного государственного пенсионных фондов, а затем и выбрать из них один-единственный, наиболее походящий, даже страшно подумать. А ведь в этой голове наверняка роятся и другие мысли, которые в близком будущем так же превратятся в судьбоносные решения для сорока с лишним миллионов будущих пенсионеров. Страшно, одним словом
С 2004 года НПФ могут управлять и обязательными пенсионными накоплениями граждан, но и это, с точки зрения частного инвестора, принципиальных изменений в ситуацию не внесло. Как и год назад, людям приходится выбирать между высокой надежностью при низком доходе, что сулит государство, и более высоким доходом с непредсказуемым риском, который связан с частным бизнесом.
Да, пропагандисты реформы не устают повторять, что ради сохранности пенсионных накоплений делается все возможное. Чаще всего напоминают, что инвестировать деньги клиентов управляющим разрешается лишь в строго ограниченный набор инструментов из числа самых надежных. Это действительно так, но за рамками заверений остается другое: в самой реформе спрятано достаточно подводных камней, чтобы свести на нет все возможные финансовые выигрыши.
О наиболее значительных из этих рисков достаточно подробно рассказывается в интервью, публикуемых в сегодняшнем номере газеты, так что не станем лишний раз углубляться в тему. Главное, надо иметь в виду: каждому, кто хотел бы накопить на старость побольше денег, стоит приготовиться к долгой, изматывающей нервы игре, по сути своей мало чем отличающейся от любой другой формы частного инвестирования. В связи с этим, кстати, нелишне напомнить слова управляющей отделением ПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Натальи Гришкевич, сказанные в августе этого года. Касаясь критических выступлений руководителей управляющих компаний, недовольных задержками с перечислением им денег граждан, госпожа Гришкевич отметила, что пенсионный рынок пока находится в стадии становления и всем его участникам - и частным, и государственным еще предстоит многому научиться, прежде чем почувствовать себя уверенно. Одним словом, тяжело в учении - легко в бою. Вот только тяготы этого учения придется нести и клиенту, который вроде как ни в чем не виноват...
А в том, что к тому моменту, когда нынешним тридцатилетним придет время отправиться на заслуженный отдых, структура пенсионной отрасли изменится еще не раз, особых сомнений нет. Первым действительно серьезным рубежом специалисты чаще всего называют пятилетний срок, если считать с момента старта реформы, то есть 2008 год. Причин, по которым выбрана именно эта дата, несколько.
Прежде всего, пять лет - это то минимальное время, в течение которого будет идти естественный отбор компаний и фондов, остающихся на пенсионном рынке всерьез и надолго. Разговоры о том, что часть из заявивших о себе в 2003 году УК уже в 2004-м покинет пенсионный рынок, оказались несостоятельными. А вот по итогам пятилетней работы ожидается, что в строю останется не более 15-20 действительно серьезных игроков.
Вымывание слабейших с рынка наверняка будет происходить по классическим причинам. Одним не хватит компетентности, другим - стартового ресурса. Именно эти факторы на первом этапе являются ключевыми для всех участников пенсионного марафона. А вот в дальнейшем самостоятельные клиенты, активность которых сегодня не оказывает сколь-нибудь заметного влияния на рынок, должны приобрести больший вес. За пятилетний срок на пенсионных счетах у значительного количества граждан скопятся достаточно серьезные суммы, судьба которых будет их владельцам действительно не безразлична. А еще через несколько лет должно подрасти и новое экономически активное поколение частных инвесторов, привыкших с юных лет управлять своими деньгами.
Разумеется, все это будет реальным при соблюдении, как минимум, одного условия: экономическая ситуация в стране не ухудшится, а доверие людей к негосударственным финансовым институтам подорвано не будет. В противном случае игра в пенсионную реформу потеряет всякий смысл. И деньги лучше будет оставить в ПФР, где они в основной своей массе пока и находятся. |