Первая выставка `Финансовый супермаркет`, которая пройдет в Петербурге, должна стать показательной сразу по нескольким позициям. Во-первых, по активности участников-экспонентов можно будет сделать определенные выводы, насколько заинтересованы финансовые организации, прежде всего банки, в пропаганде ими же изобретенного понятия `финансовый супермаркет`. Во-вторых, число участников-посетителей хотя бы примерно позволит оценить, насколько велик в Петербурге класс частных инвесторов
Ценная корзина
Напомним, что понятие `финансовый супермаркет` появилось в нашем обиходе чуть более двух лет назад. Предложено оно было банковским сообществом и подразумевало новую, расширенную роль кредитных организаций для частных клиентов: к услугам потребителей в финансовом супермаркете должны быть не только банковские продукты, но и самые разные инвестиционные инструменты, в том числе страховые, фондовые и так далее.
Попросту говоря, современный финансовый супермаркет - это место, где любой клиент может оперативно получить целый набор финансовых и сопутствующих им услуг. Площадками для работы финансовых супермаркетов изначально стали банковские офисы: именно кредитные организации первыми столкнулись с насыщением привычных для них рынков и, соответственно, с необходимостью поиска новых сфер.
`Экономика города растет, благосостояние населения повышается. Мы это реально ощущаем, спрос на банковские услуги оживился. К тому же рынок корпоративных клиентов в большей степени поделен, реальная борьба идет за частного инвестора. Потребительское кредитование, сейфинг и целый ряд других услуг по-настоящему начали продвигать лишь в последние годы, и их число, при сохранении нынешних тенденций в экономике, будет расти. Пока у нас нет своей управляющей компании, нет своих паевых инвестиционных фондов, но вопрос об их создании мы активно обсуждаем. Чтобы бизнес работал успешно, его надо делать публичным, выходить на массовый рынок`, - этот комментарий председателя совета директоров банка `Таврический` Олега Захаржевского как нельзя лучше объясняет ситуацию, в которой оформилась идея финансовых супермаркетов.
Сеть пошире
Осенью 2003 года банк `МЕНАТЕП СПб` подписал соглашение о сотрудничестве с Пенсионным фондом России, согласно которому стал участником программы по приему, заверению и обработке пенсионных заявлений.
Объясняя журналистам смысл принятого решения, член правления банка Наталия Галенко сказала: `Банк `МЕНАТЕП СПб` не преследует цель получить прямую экономическую выгоду от участия в этой программе. Нас скорее интересуют косвенные выгоды. `МЕНАТЕП СПб` активно развивает розничное направление бизнеса, стремясь превратить свои офисы в финансовые супермаркеты, где клиенты могут получить полный набор банковских и сопутствующих услуг, а также воспользоваться консультациями финансовых менеджеров. Мы заинтересованы в расширении клиентской базы и воспринимаем людей, которые к нам обратятся с пенсионными заявлениями, как своих потенциальных клиентов. С нашей точки зрения, россияне, особенно жители регионов, пока недостаточно осведомлены о преимуществах, которые они могут получить, воспользовавшись теми или иными банковскими продуктами. Как правило, они пользуются всего двумя-тремя инструментами. Участие в пенсионной программе - хорошая возможность привлечь внимание граждан ко всему спектру услуг развитого ритейлового банка`.
Показательным примером финансового супермаркета всероссийского масштаба стало создание в 2003 году финансовой компанией `НИКОЙЛ` сети, специализирующейся на представлении комплексных программ инвестиционного страхования и банковского обслуживания. Изначально в рамках этого проекта шло продвижение на рынок услуг Банковской страховой группы, в которую, кроме `НИКОЙЛа` вошли `Автобанк`, `Промышленно-страховая компания`, `Страховая компания правоохранительных органов` и `Медицинская страховая компания правоохранительных органов`.
Планировалось, что финансовые супермаркеты появятся на основе филиальной сети компаний - участников БСГ во всех федеральных округах РФ, а их создание началось с Петербурга, Омска и Новосибирска.
В начале 2004 года компания `НИКОЙЛ` объявила о намерении изменить брэнд на `УралСиб`, что было связано с приобретением пакета акций одноименного банка. Этот шаг стал вполне логичным с точки зрения избранной стратегии развития: уже с конца ноября 2003 года корпорация начала открывать офисы финансового супермаркета на базе отделений банковской группы `УралСиб`.
К середине 2004 года идея супермаркета не просто перестала быть новой, но и превратилась чуть ли не в аксиому финансовой розницы. Скажем, в ходе прошедшей этим летом презентации первого в Петербурге отделения `Ситибанка` для частных клиентов начальник управления по обслуживанию физических лиц ЗАО `КБ `Ситибанк` Нандан Мер не уставал подчеркивать, что жители города на Неве сразу получат доступ ко всем продуктам, предлагаемым его компанией.
Идее финансового супермаркета уже служат и банкоматы, через которые сегодня можно не только получать наличные, но и менять валюту и оплачивать различные счета. В ближайшее время ожидается и появление первых банкоматов, выдающих экспресс-кредиты.
У электронного банка есть, как минимум, одно явное преимущество: он работает круглосуточно. Но люди вполне могут составить конкуренцию технике. В последнее время в деловой прессе то и дело появляются сообщения о намерении некоторых кредитных организаций сформировать сеть мини-офисов, работающих 24 часа, подобно стандартным сетевым магазинам.
Банковский кризис минувшего лета, в целом пошатнувший доверие людей к депозитам и многим другим финансовым услугам, явно повлиял на темпы выполнения этих замыслов. Но и совсем отказываться от них банки едва ли намерены.
Пай-инвесторы
Самую серьезную конкуренцию банкам на финансовом рынке составляют паевые инвестиционные фонды, нацеленные на самых активных и динамичных клиентов. Только за первые шесть месяцев 2004 года, как сообщает Национальная лига управляющих (НЛУ), число российских ПИФов выросло со 154 до 208 (в том числе работающих фондов - со 150 до 190), причем среди новичков есть обладатели весьма экзотичных названий, к примеру `Высокорискованные `бросовые` облигации` и `Фонд акций второго эшелона`.
Очевидно, их создатели уверены, что среди соотечественников достаточно тех, кто понимает: `бросовые` облигации не являются таковыми в прямом смысле слова.
Предложение словно движется наперегонки со спросом: согласно обнародованным в середине октября 2004 данным ТПП России, в стране сегодня насчитывается 54 тысячи клиентов паевых инвестиционных фондов. Год назад, по сведениям того же источника, их было около 20 тысяч.
Банковский кризис, случившийся летом, увеличил привлекательность ПИФов в глазах частных инвесторов. `Паи стали более привлекательным средством сбережений, по сравнению с депозитами. Практика еще сильнее продемонстрировала преимущества паевых фондов: возможность досрочно забрать деньги без потери дохода и низкую зависимость от кредитных событий. Портфели хороших ПИФов широко диверсифицированы и мало зависят от кредитоспособности отдельных банковских институтов`, - отметил в интервью `Экономике и время` начальник управления рыночных исследований Управляющей компании `УралСиб` Александр Головцов.
Разумеется, колебания фондового рынка, которые в первой половине года оказались менее благоприятными для инвесторов, чем в течение предыдущего года, отразились на доходности ПИФов. НЛУ распространила следующую информацию: средняя доходность представивших информацию фондов на конец первого полугодия составила 9,78% для фондов акций, 5,39% - для облигаций, 7,11% - для смешанных инвестиций.
Сохранив хотя бы такую динамику во второй половине года, фонды по доходности наверняка опередят банковские депозиты, но вот о прошлогоднем уровне в десятки процентов все равно останется лишь мечтать.
Перепады рынка отражаются и на специализации новых фондов. По данным НЛУ, почти половина из появившихся в январе - июне 2004 года ПИФов пришлась на долю фондов смешанных инвестиций, еще четверть - на фонды недвижимости. А вот ряды фондов акций и облигаций пополнились лишь пятью новичками каждый.
В поисках новых клиентов паевые фонды движутся примерно тем же путем, что и банки. Минувшим летом в России была создана первая сеть специализированных паевых супермаркетов, точки продаж которой открылись одновременно в 13 городах страны. В рамках этой агентской сети продают паи примерно 40 фондов, составляющих около 20% отечественного паевого рынка.
Единство противоположностей
Возможностей инвестировать свои накопления у нас сегодня куда больше, чем самих денег. Помимо банков и страховых компаний, паевых и пенсионных фондов, свои варианты предлагают строительные компании, агентства недвижимости и многие другие. Кто-то сулит быстрый и высокий доход, кто-то - небольшой, но стабильный, третьи предлагают игру нервов, в которой не исключен любой финал.
Идея собрать максимум самых разнообразных, подчас противоречащих друг другу предложений под крышей одного финансового супермаркета, предоставив каждому возможность разобраться и определиться в своих предпочтениях на основе информации, а не эмоций, безусловно, здравая.
В беспристрастном выборе заинтересован, прежде всего, сам потребитель. Финансисты, как и любые бизнесмены, заинтересованы как раз в обратном - в монопольном положении на рынке. Поэтому возможностью увидеть целую палитру предложений на одной площадке стоит воспользоваться.
А насколько эта палитра будет богата, и станет ли успешным беспрецедентный пока для России эксперимент - совместить в рамках выставки сразу несколько финансовых супермаркетов, мы расскажем в одном из ближайших номеров газеты. |