Объем продукции лесопромышленного комплекса Северо-Запада РФ за 9 месяцев 2004 года, по подсчетам полпредства Президента РФ в СЗФО, вырос на 8%. Самая высокая динамика - в секторе производства бумаги и картона. Этого удалось достигнуть за счет модернизации предприятий, о чем свидетельствуют солидные инвестиции в их основной капитал. Два крупнейших инвестпроекта реализуются в Сегежском и Светогорском ЦБК (соответственно вложения оцениваются в $400 млн и $250 млн)
Однако далеко не все эксперты оценивают ситуацию в ЛПК региона как безоблачную. Отрасль развивается, но не так динамично, как планировали. Различные точки зрения породили три варианта программы развития ЛПК до 2015 года.
Добавить капитализации
Первый вариант представлен Минэкономразвития РФ. Основная задача - создать публичный правовой режим функционирования отрасли. Это значит, что объем предоставляемых ей государством преференций будет пропорционален объемам поступлений от ЛПК в госбюджет. Пока считается, что в `тени` обращаются солидные финансовые потоки предпринимателей. Особенно лесозаготовителей. Потому им никакая особая помощь не светит, пока лесорубы не войдут в холдинги вместе с лесопереработчиками, где товарные потоки прозрачнее.
Процесс интеграции в ЛПК движется, но слишком медленно. И в Минэкономразвития РФ ищут способы стимулировать уровень его капитализации.
Самый простой способ - продать основную часть лесных участков крупным инвесторам. В нефтяной отрасли, например, давно готовы к поглощению основной массы фирм ЛПК. Проблема в том, что в нынешней ситуации придется скупать разрозненные и удаленные от дорог участки. Ведь значительная часть разработанных земель разными способами уже передана в аренду на длительный срок малым и средним компаниям.
В Минэкономразвития РФ считают, что большинство из них ведут заготовки древесины неэффективно. А в российских регионах этим компаниям потворствуют. Потому надо создать условия для ротации арендаторов. Для этого сейчас и нужно срочно принять новый лесной кодекс. Предполагается, что это поможет упорядочить учет лесных массивов на основе кадастра.
Большинство участков после этого передадут в аренду сроком до 99 лет. А там, где аренда окажется невыгодной, часть затрат возьмет на себя государство. Делается попытка передать часть лесных дорог (около 3 тыс. км) на баланс Минтранса РФ и субъектов РФ, чтобы они развивались за счет федеральных субвенций и территориальных дорожных фондов.
Таким образом, возникнет два института управления лесными землями: долгосрочная аренда и доверительное управление.
Мелкие и средние арендаторы смогут вписаться в эту систему лесопользования, только если объединятся в крупные пулы. Либо они это сделают добровольно, либо будут поглощены крупными инвесторами, круг которых хорошо известен. Концентрация ресурсов нужна для увеличения доли прибавочной стоимости за счет лесопереработки. Если развитие пойдет в таком русле, то отрасль к 2015 году сможет вырулить на те горизонты, которые планируют в Минэкономразвития РФ.
Освоить резервы лесфонда
Второй вариант программы развития предложен Федеральным агентством лесного хозяйства Минприроды РФ. Посылки для реформ здесь примерно те же, что и в Минэкономразвития РФ. Основная задача - увеличить бюджетные поступления от ЛПК и объем инвестиций в него.
Однако корень проблем видят не столько в низкой капитализации предприятий, сколько в недостаточном освоении лесных фондов: в России перерабатывают не более 4% запасов древесины.
Потому предполагается, прежде всего, реформировать лесхозы. В первую очередь - разделить надзорные и хозяйственные функции на уровне субъектов РФ. При этом хозяйственные субъекты лишатся монопольного права на лесопользование. Вводится принцип `пользователь платит за потребляемые ресурсы`. За все остальное должно доплачивать государство. А надзорные органы - следить за использованием средств и эффективностью освоения лесных участков.
Таким образом, ликвидируют так называемые льготные вырубки, когда под предлогом ухода за лесом ведут заготовку и продажу древесины. Все вырубки должны вестись по единым стандартам. При этом не ставят жестких условий, которые бы ограничивали доступ к лесным ресурсам малых и средних компаний.
Если концепция Минэкономразвития РФ направлена на интенсификацию развития ЛПК, то программа Минприроды РФ в значительной мере ориентируется на экстенсивный рост лесозаготовок. В первом случае развитие определяют потребители сырья. Во втором - акцент делается на улучшение эффективности лесозаготовок. Переизбыток леса на рынке должен стимулировать его развитие. Причем леса, заготовленного легально: для борьбы с `теневым` рынком предусматривается ряд мер, одобренных европейскими консультантами.
В Федеральном агентстве лесного хозяйства полагают, что чрезмерно стимулировать глубокую переработку леса неправильно: ЛПК РФ должен ориентироваться на международный рынок, а там сложилась определенная структура спроса на российские товары. На нем доминирует сырье. И продавать его выгодно. Объем производства изделий глубокой переработки определяется, прежде всего, потребностями внутреннего рынка.
Олигархи, прочь руки
от русского леса
Однако влиятельная группа экспертов не советует идти предложенными путями. Причем если еще с программой Минприроды РФ они способны отчасти примириться, то сценарий Минэкономразвития РФ отвергают, потому что он разорителен для многих региональных компаний. Ведь на владельцев участков хотят навесить уйму расходов. В частности, стоимость составления кадастра обойдется предпринимателям в $100 за 1 га. Следовательно, в целом по РФ за это придется выложить около $5 млрд.
Еще больше расходов возникает при варианте доверительного управления лесными участками. Они будут по карману только финансовым группам, которые в конечном итоге станут сдавать захваченный ими лес в субаренду. И к ним на поклон пойдут все те фирмы, которые отодвинули от долгосрочной аренды.
Фактически доверительное управление окажется не инвестированием, а разновидностью посреднической деятельности. Это только выкачает ресурсы из успешно работающих на лесном рынке региональных компаний.
Такая программа ведет к сдаче лесных массивов в концессии, завуалированные под долгосрочную аренду. Фактически консервируются все недостатки прежней модели развития российского ЛПК. И главный из них - отсутствие интереса к инновациям.
Указываются слабые стороны программ как Минэкономразвития, так и Минприроды РФ. В них отсутствуют прямая связь между инструментами сдачи леса в аренду и стимулированием его переработки, механизм выстраивания подрядных отношений и ответственности партнеров за выполнение своих обязательств, система проверки недостоверных кадастровых данных перед аукционами и после них. А самое главное - обе программы в переходный период нарушают установившиеся рыночные схемы заготовки и переработки леса, что способно дезорганизовать нормальную работу добросовестных предпринимателей и снизить уровень конкуренции между игроками.
Наконец, ни одна из этих программ не предполагает мер для стимулирования добровольной сертификации российских лесов как элемента маркетинговой программы развития предприятий ЛПК.
За этой программой развития стоят не только активисты WWF, развивающие проект `Псковский модельный лес` (переход от простых вырубок к системе лесовосстановления, то есть снятие полновесного урожая с участков, включая субпродукты). За ней просматриваются интересы ряда субъектов РФ, а также развивающихся региональных компаний ЛПК. Есть у них поддержка и среди депутатов, входящих в комитет по природным ресурсам и природопользованию Госдумы РФ.
Это указывает на то, что законодательные инициативы, создающие условия для передела лесного рынка, встретят сопротивление. Сегодня появилась прослойка компаний, которые можно считать цивилизованными лесопользователями. Значит, с ними тоже надо считаться. Надо сегодня помочь и уточнить правила игры для всех участников рынка, повысить степень ответственности за лес, упорядочить экспорт древесины.
Подобная реакция на спускаемые из Москвы директивы развития указывает, что лесной рынок развит гораздо лучше, чем это представляется чиновникам. Такой рынок - не флейта, которую, как говорил шекспировский Гамлет, можно сколько угодно терзать и даже расстроить, но играть на подобном инструменте нельзя. |