Сложно ответить на вопрос: `Какое бизнес-образование будет популярно завтра?`. Однако можно выделить несколько тенденций, которые наверняка получат развитие.
Слушателей МВА с каждым годом становится все больше, и количество их будет увеличиваться, поскольку потребность рынка в качественных специалистах растет год от года.
Качественно изменяется и уровень подготовки. На рынок выводят программы для руководителей и владельцев предприятий, такие как Executive МВА. Они востребованы уже сейчас, и школы делают на них ставку в будущем. Кроме того, программы станут более индивидуальными. Школы делают ставку и на корпоративное обучение.
Будет развиваться заочная форма получения бизнес-образования как в столицах, так и в регионах. Занятые люди все чаще выбирают даже не модульную, а именно дистанционную форму обучения, требующую очного присутствия, например, в течение пяти месяцев за два года. Найти время для прохождения такой программы, безусловно, легче. Но и самоорганизация потребуется колоссальная.
Среди специализаций бизнес-программ начинают появляться новые, востребованные временем. Например, управление инновациями и инвестиционными процессами.
Преподаватели бизнес-школ просто обязаны разбираться в реалиях российского бизнеса. А для этого тоже необходимо учиться. Мастер-классы для преподавателей бизнес-школ выявляют общие проблемы и помогают найти пути решения собственных трудностей. Это отличный шанс и стимул развиваться, а не стоять на месте. Возможно, подготовка преподавателей бизнес-школ в ближайшие годы тоже станет привычным явлением.
И конечно, можно ожидать слушателей, высоко мотивированных, твердо знающих, чего они хотят и зачем им это нужно. И их требования тоже будут расти из года в год.
Есть все основания полагать, что уровень бизнес-образования в России с каждым годом будет повышаться. Проблемы, конечно, не исчезнут, но вариантов их решения станет гораздо больше. |