Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

В заложниках у опыта оказалось российское бизнес-образование - ЭиВ N 40 (527)
ОБРАЗОВАНИЕ
В заложниках у опыта оказалось российское бизнес-образование
No. 40 (527) 18.10.2004
Владимир ХОЗИКОВ
Октябрь - страдная пора для большинства петербургских бизнес-школ. Новые учебные программы, как правило, стартуют в ноябре-декабре, а начало осени, когда деловой мир пробуждается после летних каникул, уходит на работу с клиентами. В начале этой кампании мы уже писали о том, что пока у профессионалов бизнес-образования нет оснований для пессимизма (см. `Экономика и время`, 13 сентября 2004 г.). Спрос даже опережает предложение, рынок увеличивается, становится более интересным и разнообразным



Именно последнее обстоятельство - разнообразие - превращается в доминирующую черту российского рынка бизнес-образования (который, собственно, ограничивается Москвой и Петербургом). Еще совсем недавно на слуху были программы МВА с ориентацией на общий менеджмент, но сегодня потребители все чаще интересуются узко специализированными курсами, которые позволяют получить более глубокие знания в избранной сфере.

Чаще других упоминают несколько направлений, в том числе МВА в области маркетинга и управления финансами. Немного поработав со справочными системами, можно отыскать и более экзотичные варианты: например, МВА для специалистов гостиничного и туристического бизнеса или информационных технологий.

Вторая тенденция - появление `эксклюзивных` программ, рассчитанных на запросы конкретных заказчиков. Большинству бизнес-школ корпоративные клиенты уже обеспечивают, как минимум, треть оборота. Те руководители, кто старается просчитывать политику на несколько шагов вперед, уже всерьез задумываются: а не станет ли такой крен слишком опасным, способным привести бизнес-образование к прямой конкуренции с консалтинговой отраслью.

И еще: как долго можно просуществовать, занимаясь удовлетворением разового спроса? Ведь стать серьезным постоянным заказчиком крупной бизнес-школы едва ли по силам даже ведущим российским компаниям. Просто потребностей таких нет.

Итак, практика диктует спрос, каждый, кто решает отдать немалую толику рабочего времени учебе, хочет получать реальные знания - те, что можно будет применять в повседневных ситуациях. В этом плане российский бизнес формирует весьма специфическое многослойное предложение.

Параллельно с международными компаниями, заинтересованными в стандартных `западных` специалистах МВА, действуют и развиваются сотни отечественных фирм, деловая практика которых весьма далека от тех примеров, что описываются в кейсах ведущих университетов Европы и Америки. Соответственно, российские бизнес-школы, выбирая свой рыночный путь, неизбежно встают перед необходимостью выбирать ту или иную деловую модель, запросам которой они будут отвечать.

Что касается специализированного МВА, здесь все тоже непросто. С одной стороны, налицо понятное желание идти навстречу запросам клиентов, с другой - явный выход за рамки, установленные международными правилами, по которым развивается вся система бизнес-образования. Разумеется, здесь самое время вспомнить, что единого стандарта для того же МВА до сих пор нет и в разных странах под одним и тем же обозначением МВА может скрываться различное содержание. Но в России чаще всего ссылаются на требования Европейской организации по повышению качества бизнес-образования (European Quality Link, EQUAL), в которую наряду с рядом представительств других стран входит и наша Российская ассоциация бизнес-образования (РАБО).

Критерии EQUAL предусматривают, что программа МВА может проводиться только по общему деловому администрированию, специализированные же магистерские программы не должны называться МВА. Казуистика, конечно, вот только на Западе, где формальности играют огромную роль, небрежности в терминологии могут стоить дорого для обладателей `неправильных` степеней.

На российских просторах, впрочем, эти вольности, напротив, могут обернуться и плюсами.

- Ни одна классическая теория, принятая на Западе, в России в чистом виде не применима. Это относится и к бизнес-образованию вообще и к МВА в частности, - сказала директор программ дополнительного образования Института управления и экономики Ольга Гурьева.

Новая программа МВА `Топ-менеджер`, которую в новом учебном году вводит Институт управления и экономики, рассчитана как раз на российских руководителей российских предприятий. До сих пор такое обучение можно было пройти только в Москве, в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, с которой петербургский вуз связан партнерскими отношениями.

- Мы не делаем крена в ту или иную профессиональную область, а в целом ориентируемся на отечественную специфику, - объясняет Ольга Гурьева.

Имеющее в стране место разделение делового образования на `западное` и `российское` - факт свершившийся. А появление в Петербурге еще одной программы, ориентированной на отечественную специфику, - лишнее доказательство тому, что рынок этих знаний пока и не думает сужаться. Напротив, как показали беседы с руководителями ряда ведущих петербургских бизнес-школ, многие из них хотя бы в уме держат идею о развитии курсов, связанных исключительно со специфическими реалиями нашего делового мира.

Отношение к подобному положению дел, естественно, неоднозначное. По словам декана факультета менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета Валерия Катькало, в России сегодня работает около 400 школ бизнеса, предлагающих профессиональное и дополнительное образование в области управления. Ведущих, где предпочитают обучать своих сотрудников крупнейшие российские компании, менее десяти, и расположены они в Москве и Петербурге. При этом все российские школы бизнеса до сих пор играют в другой лиге, по сравнению с зарубежными школами.

- Если говорить о менеджменте ХХI века, речь идет о ломке представлений, которые еще 20-25 лет назад считались основой теории практики управления, - пояснил свою точку зрения Валерий Катькало. - Идея российской модели менеджмента является отражением ортодоксального мышления, приверженцы которого по-прежнему считают Россию закрытой страной. Всем остальным следует говорить на том языке и следовать тем правилам, которые используют их конкуренты и партнеры во всем мире.

С такой оценкой, повторим еще раз, соглашаются далеко не все как среди работодателей, так и в образовательном сообществе. В большинстве случаев преобладает вполне прагматичный подход: если спрос на знания западного образца российские фирмы пока не демонстрируют - значит надо предлагать им нечто иное. Изменится конъюнктура рынка - изменится и предложение, а пока среди потенциальных клиентов до сих пор много тех, кто нуждается даже в базовых знаниях.

- Те, кто оканчивал вузы технического и гуманитарного профиля в 1990-е годы, как правило, также имеют пробелы в экономических знаниях, поскольку их учеба совпала с началом перехода России к рыночной экономике. Поэтому сейчас мы вынуждены затрачивать значительную часть времени на повышение уровня теоретической подготовки слушателей, - объясняет директор программы МВА Северо-Западного филиала Международного университета Федор Соков. - Без этого никак, поскольку теория является основой для осознанного формирования профессиональных навыков современного руководителя.

Некоторые руководители бизнес-школ, правда, говорят о необходимости влияния на клиента, корректировки его представлений о собственных потребностях в сторону правильного бизнес-образования, то есть соответствующего международным стандартам, но вот уверенных в успехе подобных начинаний в ближайшие годы совсем немного. Сиюминутная логика рынка в данном случае оказывается сильнее всех остальных доводов.

Столкновение запросов слушателей и реального содержания курсов, скорее всего, еще долго будет одной из отличительных черт российского бизнес-образования. Как отмечает директор Высшей экономической школы Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов Валентин Галенко, нет смысла надеяться получить от программы МВА сборник готовых рецептов на все случаи жизни.

Цель обучения иная - постичь методику принятия управленческих решений, а конкретные случаи, так называемые кейсы, которые анализируют на занятиях, - лишь один из элементов в этом процессе. А хороший преподаватель никогда не станет заниматься выдачей практических рекомендаций, понимая, что сидящие перед ним ученики в тонкостях своего бизнеса все равно разбираются гораздо лучше.

- Управление бизнесом - синтез искусства, науки и опыта, не следует это забывать, - подчеркивает В. Галенко.

Последнее утверждение, кстати говоря, у руководителей бизнес-школ никаких возражений не вызывает, на каких бы клиентов они ни ориентировались. Дело все только в том, что опыт бывает разным, и вот в этом вопросе, подчеркнем еще раз, пути расходятся. И вместе им не сойтись, покуда существует такое явление, как `русский бизнес`.
Другие материалы рубрики
ОБРАЗОВАНИЕ
11.02.08Затраты на подготовку кадров растут
11.02.08В `Сколково` подвели итоги
17.09.07Законодательную базу реформы нужно укреплять
17.09.07Магистры должны возвращаться
20.08.0718 российских вузов ждут латышей
20.08.07Они станут первыми
20.08.07`Двухуровневая система образования необходима...`
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru