В строительном секторе РФ, по подсчетам профсоюзов, дефицит квалифицированных кадров превышает 25-30 тыс. человек. И это несмотря на приток в отрасль около 200 тыс. гастарбайтеров из других стран
В Петербурге приток иммигрантов также не восполняет нехватку специалистов. К тому же большинство приезжих на стройках заняты на вспомогательных операциях. Это беспокоит правительство Петербурга: сдерживаются темпы развития отрасли, возникает угроза возведения зданий со скрытыми дефектами. Об этом говорили на международной конференции `Актуальные проблемы подготовки и переподготовки кадров в строительстве и пути их решения`.
На рынке труда отмечается дисбаланс спроса и предложения: строительные профессии едва ли не лидируют по количеству вакансий. Однако люди не спешат их занимать. В Профсоюзе работников строительства и промышленности строительных материалов Петербурга и Ленобласти объясняют это тяжелыми условиями труда, отсутствием средств малой механизации, низкой культурой производства и невысокой зарплатой: в Петербурге работнику в среднем платят 8,4 тыс. руб. Этого хватает лишь на удовлетворение минимальных потребностей самого работника, но не на содержание ребенка (считается, что жена в семье обеспечивает себя сама и оплачивает 40% расходов на ребенка).
При этом конкурс в строительных вузах с каждым годом увеличивается: в среднем он в 2004 году составил 3 человека на место, а в архитектурно-строительном институте превысил 4,8 человека на место. Однако после получения диплома лишь 40% выпускников устраиваются работать по профессии.
В правительстве Петербурга предлагают строительным компаниям самим искать выход из ситуации: повышать зарплату, улучшать условия труда, вводить именные стипендии с обязательством отработать их во время практики и устроиться на работу в штат компании-плательщика по окончании учебы...
Вице-губернатор Александр Вахмистров предупреждает, что в дальнейшем, если прекратится федеральное финансирование 45 ПТУ и техникумов и их придется брать на баланс Петербурга (сейчас город оплачивает содержание 25 средних специальных учебных заведений), то ситуация с обеспечением строительными кадрами только усугубится.
Один из выходов - софинансирование крупными организациями учебных заведений, которым они фактически по договору передаются в управление. Правда, так поступить можно в лучшем случае с 5-6 училищами, выпадающими из федерального финансирования.
Вопрос в том, что будет выгоднее строительным компаниям: использовать легальные пути привлечения иностранной рабочей силы или оплачивать программы профподготовки? Пока четкого ответа нет. Есть лишь пример из сферы судостроения: там руководство заводов сочло вахтовое использование гастарбайтеров для выполнения заказов на постройку судов менее выгодным, чем заключение договоров с профильными петербургскими учебными заведениями.
Правда, этот проект реализуют с привлечением федеральных средств. А вот электромашиностроители и метрополитеновцы аналогичные меры осуществляют пока исключительно за счет собственных доходов: механизм компенсации затрат на эти цели до конца не отработан.
В ноябре 2004 года только начинается инвентаризация учебных заведений Петербурга для дальнейшей оптимизации расходов города на их финансирование. Ведь пока непонятно, без каких услуг не обойтись, а за какие можно заставить доплачивать спонсоров. Это выяснится после исследований `мотивации участия бизнеса в системе образования`. Предстоит определить и список специальностей, в которых город остро нуждается.
Предполагается объединить их в 8 `неприкасаемых` кластеров: в них войдут профессии, подготовку по которым город обязуется финансировать полностью - в рамках минимума (госстандарта). Все, что выходит за его рамки, оплачивается в частном порядке или представителями бизнеса, которые заинтересованы в определенных качествах будущих специалистов. Скажем, дополнительные навыки менеджеров и маркетологов для инженеров.
Как видим, в правительстве Петербурга пытаются совместить рыночные механизмы с элементами планирования структуры рынка рабочей силы.
Маловероятно, что строительные фирмы прямо сейчас согласятся участвовать в образовательных программах на подобных условиях. И все же рано или поздно они будут вынуждены заложить в стоимость подряда (а значит, снова поднять цену квартир) расходы на подготовку кадров.
К этому вынуждает ряд объективных факторов. Прежде всего, неблагоприятная демографическая ситуация. Например, по данным Госкомстата, смертность в Петербурге по-прежнему вдвое превышает рождаемость. Это видно и по соотношению учащихся первых и выпускных классов в школах: в среднем первоклашек вдвое меньше. Значит, город нуждается в постоянном импорте рабочей силы. В связи с этим обостряется проблема обеспечения ее жильем.
В правительстве Петербурга пытаются заставить предприятия не брать иногородних специалистов без предоставления им возможности обзавестись жильем: практика поселения специалистов в общежитиях поощряться не будет. Наоборот, предприятия будут вынуждать избавляться от общежитий.
Остается добавить, что мнения представителей различных комитетов правительства Петербурга о методах реформ образования заметно отличаются. Достаточно радикально настроены в Комитете экономического развития, промышленной политики и торговли, а вот в Комитете по науке и высшей школе менее всего склонны к резким переменам: считается, что рынок подготовки кадров в Петербурге в целом, по данным независимых экспертов, достаточно подвижен и гармоничен. Например, после создания крупных торговых сетей спрос на профильных специалистов увеличился в 7 раз. Избытка юристов и экономистов не наблюдается, больше стали выпускать инженеров.
Стоимость обучения одного студента в Петербурге в зависимости от специальности колеблется в пределах от 24 тыс. руб. до 150 тыс. руб. в год. Доля специалистов со средним профобразованием (26,5%) среди ИТР признается также оптимальной.
Однако учебными заведениями, как и бизнесом, не стоит пытаться руководить административными методами: они способны сами адаптироваться в рыночной среде. Надо только создать для этого условия. |