Дискуссии в рамках VI Международной выставки `Дороги. Мосты. Тоннели` продемонстрировали, что специалисты готовы применить современные технологии, однако нынешняя система финансирования тормозит новое строительство. Средств в субъектах РФ нередко хватает только на то, чтобы поддерживать в порядке существующую автотранспортную сеть
В сложном положении оказалась Ленобласть. Ранее дорожная отрасль финансировалась за счет целого ряда налогов. В 2004 году остались поступления от акциза с ГСМ и двух налогов - с владельцев транспортных средств и земельного.
В Москве сочли, что Ленобласти выделяют достаточно средств на содержание федеральных автотрасс. Например, в 2004 году на них запланировано 1,27 млрд руб., в том числе на строительство и реконструкцию - 500 млн руб., ремонт дорог - 421,67 млн руб. и ремонт искусственных сооружений - 18,59 млн руб. Поэтому в начале года сборы акцизов с ГСМ централизованно перераспределили в пользу других субъектов РФ.
В результате Ленобласть потеряла 250 млн руб. на развитие сети дорог, а территориальный дорожный фонд (ТДФ) уменьшился до 1 млрд руб.
В 2005 году ТДФ из-за изменений российского законодательства вновь сократится: земельный налог передают муниципальным образованиям, из-за чего дорожники теряют 200 млн руб. Оставшиеся 881 млн руб. - это ровно вдвое меньше, чем было в 2000 году.
В ЗС Ленобласти ряд депутатов пытается восполнить дефицит, увеличив ставки транспортного налога. Но это даст дополнительно только 100 млн руб. Без поддержки из федерального бюджета намеченную региональную программу развития автодорог Ленобласти не реализовать, а иначе придется сокращать программы строительства. В первую очередь - ужимать планы сооружения искусственных сооружений.
Между тем лишь недавно удалось изыскать финансирование на строительство моста через реку Святку на автодороге Петербург-Кировск и в июле 2004 года ввести наконец в строй трехпролетный мост через реку Соминку на трассе Заголодно-Ефимовский-Радогощь.
В конце 2004 года пришлось приостановить строительство и ремонт дорог Выборг-Приозерск, Скотное-Керро и Парголово-Огоньки, свернуть сооружение ряда подходов к КАД со стороны Ленобласти, финансировавшихся из ТДФ.
Однако выступавшие на `круглых столах` во время выставки отмечали, что от устойчивого развития дорожно-строительной отрасли во многом зависит развитие экономики российских регионов. Выставка `Дороги. Мосты. Тоннели` рассматривается как смотр достижений в сфере дорожного хозяйства и мостостроения. В ней, как и в прошлом году, участвовало свыше 90 компаний из России, Украины, Голландии, Финляндии, Сингапура и Италии.
А чтобы подчеркнуть значимость проектов по созданию искусственных сооружений, в 2004 году впервые провели международный форум `Мир мостов`, где обсуждали современные методы управления строительством.
Однако форум получился бенефисом Петербурга, где за последние 5 лет построено 6 многоуровневых дорожных развязок общей стоимостью $300 млн. В 1999 году открылось сообщение между североприморской частью города и озером Долгое через путепровод над железнодорожными путями Сестрорецкого направления (стоимость - 170 млн руб.).
В 2001 году ввели в строй Ушаковскую развязку ($30 млн), в 2003-м - виадук на пр. Стачек рядом с железнодорожной станцией Автово ($30 млн).
Сейчас в городе в основном строят съезды с КАД, среди которых крупнейшие - мостовые переходы в створе проспекта Косыгина, в Шушарах, путепровод на Дунайском проспекте, две развязки на Индустриальном проспекте.
В перспективе намечены организация съезда с Сампсониевского моста (проект оценивается в $40 млн) и строительство виадука около Московского вокзала, обоснование инвестиций в который компания - победитель тендера должна представить к январю 2005-го, а сам проект появится в середине весны. Начальная цена контракта составляет 28,5 млн руб.
В отдаленной перспективе - создание вереницы многоуровневых трасс с тоннельными участками западного скоростного диаметра (стоимость не менее 55 млрд руб.). |