Чем ближе момент вступления России в ВТО, чем чаще поднимают вопросы корпоративного управления и прозрачности бизнеса, тем больше возникает у зарубежных партнеров желания делать деньги в России и в Петербурге. На днях в Санкт-Петербургской торгово-промышленной палате состоялся семинар-презентация проекта `Балтийский заказ`
Как показал шведский опыт, в нашем информационном обществе можно делать немалые деньги на торговле собственно информацией: только в 2002 году объем продаж шведской компании Allego Ltd, созданной с целью распространения информации о государственном заказе Швеции, составил 23,5 млн шведских крон (что эквивалентно 2,5 млн евро).
Оценив объемы государственных заказов в Балтийском регионе в 2003 году (по самым скромным подсчетам, принимая во внимание только 5 стран и Петербург, эта сумма составила более 90 млрд евро), компания вышла с предложением о сотрудничестве в области госзаказа между странами всего региона. С этим предложением и прибыла на берега Невы представительная делегация во главе с руководителем проекта Лейфом Свенссоном.
В настоящее время `Allego Ltd` публикует данные о государственных заказах Швеции, Польши и Латвии по двум информационным каналам - печатному и электронному. Компания предлагает присоединиться к действующей системе и Петербургу. КЭРППиТ администрации города, который с момента формирования его в нынешнем составе активно работает над тем, чтобы сделать систему доступа к городскому заказу прозрачной и эффективно работающей, с интересом отнесся к предложению шведской стороны и выступил одним из соорганизаторов мероприятия в Санкт-Петербургской торгово-промышленной палате.
По словам Лейфа Свенссона, петербургским поставщикам информация о конкурсах, проводимых госструктурами Швеции, Польши и Латвии, станет доступна с ноября 2004 года. До конца 2004-го Allego Ltd намерено подписать соответствующие соглашения с правительствами еще двух стран - Литвы и Эстонии.
Шведская компания планирует не только рассылать своим подписчикам сведения о заказах петербургской администрации, но и информировать наших предпринимателей о государственных заказах Швеции, Польши и стран Балтии. Обмен объявлениями о проведении конкурсов на государственный заказ в районе Балтийского моря даст возможность поставщикам товаров и услуг, работающим в регионе, участвовать в тендерах по госзаказу во всех странах, включившихся в проект.
Первые полгода шведская сторона обещает рассылать информацию любому из подписчиков в Петербурге на безвозмездной основе. `По истечении этого периода после консультаций с российскими подписчиками будет установлена цена, `которая устроила бы всех - и нас, и их`, - обещает руководитель проекта. Будучи заинтересованными в привлечении к проекту Петербурга, стоимость горзаказа которого приблизительно составляет суммарную стоимость госзаказов трех стран Балтии, шведы заявляют о своей готовности сделать эту цену ниже, чем в Швеции. Межрегиональное сотрудничество развивается. При нормальной организации и соблюдении рыночных принципов `Балтийский заказ` может стать дополнительным стимулом для развития регионального бизнеса. Выиграть могут все.
Как это ни парадоксально, в большем выигрыше могут оказаться именно российские компании (если их, конечно, пустят на этот рынок), поскольку, несмотря на нашу национальную традицию принижать достижения собственной промышленности, за последние пять лет значительно увеличилось количество предприятий, способных выпускать конкурентоспособную продукцию. И это не только лесоматериалы и опилки.
Если петербургским производителям удастся де-факто и де-юре привести качество своих товаров в соответствие с мировыми стандартами, то можно будет попробовать. Однако, как говорят рядовые шведские бизнесмены (их на официальной презентации не было), и у них на родине получить госзаказ непросто.
А в не менее развитой Финляндии для государственных нужд стараются закупать товары у отечественных производителей - от карандашей до оргтехники. И без смущения оправдываются желанием поддерживать местную промышленность, говоря, что это очень важно для развития государства. У каждого, видимо, свое понимание роли государства и свои методы поддержки отечественных производителей. |