В Петербурге, как впрочем и в Москве, малый бизнес развивается в основном за счет собственных средств. К такому выводу пришли ученые Института независимых социально-экономических исследований, разработчики концепции развития и поддержки малого предпринимательства в городе на 2005-2010 гг.
Исследования показали, что менее 1% малых предприятий проводило заимствования через коммерческие банки. И даже по программе ЕБРР займы смогли получить только 2,3% от числа тех, кто подавал заявки.
С господдержкой малого предпринимательства всегда были проблемы. Из федерального бюджета город не получал обещанных средств практически никогда. А собственные городские программы по инициативе депутатов Законодательного собрания неоднократно урезались. Декларируемые властями Петербурга гарантии под кредиты малым предприятиям якобы выделялись, но дальнейшее их распределение было довольно туманно.
В последний год ситуация с господдержкой малых коммерческих предприятий в городе и области стала меняться. Были опасения, что Федеральный закон `О государственной поддержке малого предпринимательства` отменят, но они не оправдались. Закон сохранили, но будет ли он действовать в прежнем виде, утверждать нельзя. Сейчас обсуждаются поправки в закон о предоставлении больших прав регионам при отборе участников местных программ, об отмене льгот и другие.
Разработанную учеными концепцию господдержки малого предпринимательства специалисты немного подкорректировали. По словам заместителя председателя КЭРППиТ администрации Петербурга Сергея Зимина, она стала более сжатой и приближенной к реальной жизни. Больше внимания предполагается уделять обучению предпринимателей и устранению бюрократических преград в их повседневной деятельности.
Так, в 2005 году реанимируют ранее действовавшую программу подготовки предпринимателей, состоящих на учете в Федеральной службе занятости. Людей научат правильно вести бизнес и предоставят возможность организовать свое дело. Но если не будут устранены бюрократические барьеры, то бюджетные деньги на финансирование начинающих бизнесменов будут потрачены впустую.
Сейчас администрация Петербурга упростила регистрацию МП. Процедура оформления длится несколько дней благодаря тому, что использован так называемый принцип одного окна. Но есть много других бюрократических преград, с которыми предприниматели сталкиваются постоянно. О них рассказал директор ООО `Петролазер` Андрей Воднев. Эта компания занимается разработкой и продажей новых образцов техники.
На первом этапе своей деятельности компания выпускала около 30 наименований медицинских лазеров, но потом их производство было сокращено до минимума, главным образом из-за необходимости проведения регулярных проверок приборов, достаточно накладных. И все потому, что Госстандарт сначала внес лазеры в список измерительной техники, а потом сам же исключил.
С тарифами тоже полная неясность: по какому принципу они установлены, понять нельзя. Так, прибор для определения кислотности среды, выпускаемый ООО `Петролазер`, стоит 6 тыс. руб., а его проверка (технологически довольно простая) обходится в 1,2 тыс. руб. При этом в Новгороде такая же проверка стоит вдвое дешевле. И компания, невзирая на транспортные расходы, отвозит свои приборы для контрольных замеров туда.
Предыдущая программа поддержки малого предпринимательства в Петербурге, срок действия которой истекает в этом году, финансировалась из расчета один процент от расходной части бюджета. В новой программе КЭРППиТ предлагает оставить тот же принцип финансирования, но критерии отбора участников программы хотят изменить. Вершить этот отбор будет чиновник комитета на основе аудиторского заключения. Создается, между прочим, благоприятная почва для взяточничества.
Кредитованием малого бизнеса по большому счету занимается лишь Северо-Западный банк Сбербанка РФ. Его доля на рынке достигает 80%. Именно с ним как более опытным игроком в этой сфере администрация Петербурга заключила соглашение, которое предполагает субсидирование из бюджета части залогового обеспечения. Иными словами, риски необеспеченного полностью залогом кредита компенсирует городская казна.
В 2005 году на эти цели предполагается выделить 20-25 млн руб. Детали новой программы еще обсуждаются, но, как сообщили в Северо-Западном Сбербанке РФ, субсидии покроют небольшую часть залога.
В Ленинградской области, в отличие от Петербурга, малых предприятий намного больше. Это результат в том числе и более эффективной государственной поддержки мелкого бизнеса. В 2004 году в области предприняты дополнительные меры для поддержки небольших компаний. В рамках закона `О целевой программе `Развития и поддержки МП` возмещается часть затрат по процентам банковских кредитов и лизинговых платежей. В Петербурге бюджетные субсидии на лизинг не распространяются.
Есть ощутимые результаты и у недавно созданного в Ленобласти Агентства кредитного обеспечения. По словам его генерального директора Михаила Егорова, малым предприятиям предоставлено поручительств на сумму свыше 5 млн руб. (в 2004-м из бюджета выделено агентству 19,03 млн руб.). С их помощью привлечены кредиты по 13 проектам. Причем получили поддержку и предприятия, расположенные в удаленных районах, где банков нет. Агентство готово гарантировать до 50% залогового обеспечения под кредиты и лизинговые платежи, но реально, отметил М. Егоров, доля субсидирования составляет в среднем 30%.
В рамках VII Международного промышленного форума `Российский промышленник-2004` была организована выставка-конгресс, посвященная малому и среднему бизнесу. Ее цель - привлечь малые предприятия к решению задач городского хозяйства. Выставка вызвала большой интерес: на 70 дотированных частично из бюджета мест было подано 140 заявок. Малые компании на форуме смогли не только показать свою продукцию, но и имели возможность войти в электронный реестр поставщиков, принять участие в семинарах. |