Государство должно мне бутылку коньяка поставить за то, что я использую мигрантов, а не закрываю предприятие`, - заявил некоторое время тому назад в запале руководитель одного крупного петербургского предприятия. Дождался он своей бутылки коньяка или нет, сказать сложно, но то, что проблема привлечения иностранной рабочей силы в России существует, сомнению не подлежит. Как, впрочем, и то, что решение ее необходимо как можно быстрее вводить в рамки закона. Поскольку с гастарбайтерами руководство страны связывает еще ряд угроз, в том числе - террористических
Будапештский процесс
в устье Невы
Участников конференции Будапештского процесса, объединяющего 40 государств, по вопросам противодействия нелегальной миграции Россия принимает впервые - ранее начиная с 1993 года, когда `процесс пошел`, его участников в первую очередь интересовали проблемы миграции, связанные со странами Восточной и отчасти Центральной Европы.
Некоторое время назад пристальное внимание было обращено и на страны СНГ. С Восточной Европой более-менее разобрались: часть государств вступила в ЕС и теперь `должна соответствовать`, часть стремится туда же и принимает определенные меры для того же `соответствия`. Между тем Европу проблема нелегальной миграции по-прежнему волнует. Особенно в свете борьбы с международным терроризмом.
Однако тут есть одна проблема - в отношении СНГ и России у Европы по-прежнему `двойные стандарты`. При всем при том что практически все страны СНГ, а уж Россия в первую очередь, активно сотрудничают с ЕС в вопросах противодействия нелегальной миграции.
Преодоление такого подхода - одна из задач конференции. По словам директора Федеральной миграционной службы РФ Андрея Черненко, Петербург местом проведения конференции выбран не случайно: ряд процессов, связанных с реадмиссией нелегальных мигрантов и уточнением правил борьбы с нелегальной миграцией, напрямую связан с Петербургом. Северо-Запад России, по словам директора ФМС, вообще один из наиболее сложных в отношении нелегальной миграции районов наряду с Дальним Востоком, Югом, Москвой и Подмосковьем.
Незаконная миграция - бульон, в котором, если на него не обращать внимания, варятся в том числе и экстремистские настроения, считает А. Черненко. Впрочем, он уверен: слабость России в вопросах противодействия нелегальной миграции, в том числе транзитной, `несколько преувеличена`. Отношение к России как к `широкому коридору` для нелегальных мигрантов из Азии в Европу не соответствует действительности, сказал он.
Проблема N 1
Проблемой N 1 для России остается, по словам А. Черненко, вопрос трудовой миграции - гастарбайтеров. Директор ФМС уверен, что Россия в вопросе регулирования этой части миграционных процессов едва ли не самая либеральная страна. Люди - это большая ценность, отметил он, однако мы не совсем разумно распоряжаемся этим достоянием, поэтому надо легализовывать тех, кто уважает российские законы и обладает определенными трудовыми навыками, усиливая при этом ответственность работодателей, которые в погоне за выгодой наводняют регионы неквалифицированной рабочей силой.
Такие люди, по словам А. Черненко, востребованы лишь на короткий срок, а потом оседают балластом и становятся тем самым сложным бульоном, в котором варятся не самые приятные для нас процессы.
Почему россиянин не идет работать туда, куда идет нелегальный мигрант? По мнению руководства ФМС, это зачастую не самая черная работа. Просто гастарбайтер `выключен` из налогооборота и обходится предпринимателю в $50-100 в лучшем случае. Россиянин в такой же ситуации будет обходиться дороже.
Рублем по эксплуататорам
В Госдуме сейчас находится пакет документов, призванных усилить регулирование процессов миграции. Один из них - об усилении ответственности работодателя за привлечение незаконной трудовой миграции -принят депутатами в первом чтении. Он, в частности, предусматривает резкое и значительное увеличение размера штрафа с предпринимателя, использующего нелегальную рабочую силу.
Андрей Черненко уверен: со временем российскому работодателю станет выгодно не ловчить с использованием нелегальной рабочей силы, а строить ПТУ и вытаскивать из пивных нашу молодежь.
В то же время говорить о том, что законы эти направлены против незаконных мигрантов, по мнению директора ФМС, неверно: скорее, против того работодателя, который использует нелегальную рабочую силу значительно дешевле, чем она стоит на самом деле.
Пока же картина такова: в прошлом году за привлечение иностранной рабочей силы честные работодатели заплатили около 1,5 млрд рублей. В то же время нечестные были оштрафованы примерно на 600 млн рублей. Только за год было выявлено 300 тыс. случаев нарушений в этой сфере. Это, по мнению А. Черненко, позволяет судить о масштабах средств, выводимых из налогооблагаемой базы путем использования нелегальной рабочей силы.
Сопутствующие безобразия
и как с ними бороться
Порочная практика регистрации по тысяче человек в одной квартире - то, с чем
А. Черненко боролся, еще будучи вице-губернатором Петербурга, тоже стала объектом пристального внимания Госдумы. Кстати, закон об ужесточении административной ответственности за привлечение незаконных трудовых мигрантов - тоже серьезный удар по `теневой` строительной мафии, считает А. Черненко.
Решается, по его словам, и проблема депортации с территории РФ. При этом деньги, выделенные государством на депортацию, просто не используют - руководители регионов просто не присылают заявки. Так что решить эту проблему можно только в том случае, если субъекты РФ выполнят федеральный закон и создадут возможности, чтобы процедура заработала, например, выделят помещения для содержания лиц, подлежащих депортации. А. Черненко уверен, что проблема эта не столь масштабна, как представляется, и надо просто переломить инерцию.
Служба создана
и действует
Сегодня в России практически завершается создание Федеральной миграционной службы, структуры в составе МВД, которая будет исполнять российские законы в сфере противодействия незаконной миграции. Соответствующая работа уже проводится. При реорганизации даже удалось сохранить кадры, которые решали эти же проблемы в составе МВД. Удалось при формировании службы избежать и дублирования ряда функций.
В регионах вопрос пока в стадии разрешения. Однако сформирован и действует институт заместителей начальников главных управлений внутренних дел субъектов Федерации, которые сконцентрировали в своих руках всю полноту координации работы паспортно- визовых служб и подразделений миграционного контроля.
Одной из важных задач при формировании служб Андрей Черненко считает создание института, который позволил бы `более жестко работать в области борьбы с коррупцией`.
Не исключено, что в недалеком будущем в регионах будет создана система миграционных инспекций. Продолжается и процесс формирования единого банка данных о гражданах иностранных государств, пребывающих на территории РФ. После того как этот банк будет сформирован, можно переходить к заявительному принципу регистрации, сторонником которого является глава службы. Однако сначала, отметил он, должны начать действовать законы. |