Губернатор Петербурга Валентина Матвиенко на последнем совещании в Минтрансе РФ, в котором участвовал Председатель Правительства РФ Михаил Фрадков, пообещала достроить восточное полукольцо кольцевой автодороги (КАД) вокруг города в 2005 году. Но для этого необходимо решить вопросы финансирования: большинство подрядчиков, выдерживая запланированные сроки строительства, вложили значительные собственные оборотные средства
Они надеялись, что в 2004 году им успеют компенсировать убытки. Только вот в связи с реформой Правительства РФ традиционные механизмы поступления траншей притормозили. И теперь потребовалось срочно изыскивать дополнительные средства. Кроме того, пришлось 4 млрд руб. добавить на достройку объектов восточного полукольца КАД.
Правда, остается сомнение, что выделенных средств хватит для выполнения программы расселения квартир, попавших в санитарную зону КАД. Особенно с учетом прогнозов роста цен на жилье в 2005 году. А без расселения домов обеспечить движение по новой автомагистрали невозможно.
Кроме того, часть участков трассы сейчас упирается в производственные строения. В том числе в объекты железнодорожной инфраструктуры... Но кто сейчас вникает в такие тонкости, когда главное - предъявить госкомиссии автодорожные сооружения? Решать, как их использовать, - вопрос, по-видимому, второстепенный.
Гораздо интереснее подразнить воображение населения заманчивыми перспективами строительства скоростной автомагистрали Москва - Петербург. А заодно попытаться поймать в раскинутые сети инвесторов. Не случайно министр транспорта РФ Игорь Левитин заявил о намерении создать акционерное общество для управления проектом. Он уточнил, что проект можно реализовать за 5 лет. Разумеется, при этом сроки начала строительства не назывались. Ведь до того не мешало бы выбрать подрядчиков по проектированию трассы. А к конкурсным процедурам можно приступить только после выделения финансирования.
Очевидно, что для реализации проекта понадобится участие западных финансовых институтов. С учетов масштабов работ наверняка проектным финансированием займется зарубежная компания, которую выберут по тендеру. Неясно, правда, согласятся ли западные инвесторы финансировать российский проект на предложенных им условиях. Скорее всего, нет. Тогда потребуются поправки в законодательство РФ. В любом случае предстоят длительные переговоры...
Тем не менее проект трассы Москва-Петербург попал в проект федеральной целевой программы по развитию автодорог. Эту программу рассматривать будут особенно тщательно: М. Фрадков обеспокоен тем, что ежегодные потери отечественной экономики из-за плохого состояния дорог оцениваются в 500 млрд руб.
В Правительстве РФ наконец вспомнили, что только 36% федеральных трасс соответствуют нормативам, в ремонте нуждаются две трети всех участков дорог и более 17% мостов. Об этом, кстати, специалисты говорили в течение последних 10 лет. Однако тогда в Кремле полагали, что вполне достаточно привести в порядок старые магистрали, а новые строить следует лишь в исключительных случаях. Причем средств выделяли ровно столько, что их хватало по большей части лишь на ямочный, а не на капитальный ремонт.
Теперь очевидно: развитие дорожной сети перестало соответствовать темпам автомобилизации в стране (каждый год в стране прибавляется по 1,5 млн машин) и намеченной динамике роста ВВП. И скоро по многим участкам придется ездить со средней скоростью 30 км/час, что в 1,5 раза увеличит стоимость грузоперевозок. Нереальным окажется и сдержать рост количества ДТП. В общем, заметил премьер, проблема приобретает характер национального бедствия.
Вместе с тем в бюджете России денег на ее решение нет. Поэтому остается уповать на то, что удастся сдать строительство автотрасс в концессии. И, скорее всего, попытаются опробовать реализацию этого механизма в рамках проекта автодороги Москва-Петербург. |