На товарищества собственников жилья (ТСЖ) возлагают большие надежды администрация Петербурга и районные чиновники. Заинтересованность в этих некоммерческих организациях продиктована необходимостью реформировать городское жилищно-коммунальное хозяйство
Губернатор Петербурга Валентина Матвиенко на мероприятиях, посвященных реформе ЖКХ, не раз произнесла ключевую фразу: `Мы будем ремонтировать в первую очередь те дома и парадные, где граждане решат объединиться в товарищества собственников жилья`. В этой фразе - и позиция правительства, и руководство к действию для горожан: `Хотите жить в отремонтированных и чистых домах - объединяйтесь!`.
Даже не разделяя оптимизма по поводу механизмов реформы городского хозяйства, приходится признать правоту властей в одном - когда у собственности, то есть у каждого дома в городе, будет хозяин, собственность эта сохранится лучше. И постепенно, видимо, всем нам придется объединиться в ТСЖ. Иного пути нет, поскольку государственные управленцы ЖКХ продемонстрировали свою полную некомпетентность и наконец признались в невозможности самостоятельно содержать имущество.
Невский район Петербурга, а ситуация с содержанием жилого фонда в нем типичная, стал одним из первых, где решили всерьез заняться созданием ТСЖ и пригласили специалистов муниципальных органов власти, ГУ ЖА и жителей на семинар по вопросам создания ТСЖ.
В муниципальной собственности в Невском районе находится 1118 домов. Еще 270 домов принадлежит ЖСК. Как отметил заместитель главы администрации района Владимир Довалев, активное участие жителей в реформе системы управления ЖКХ поможет быстрее решить многие проблемы.
- Тем, кто согласен вместе с нами сделать район чище, уютнее и комфортнее для проживания, мы тоже будем помогать: с регистрацией товариществ и кондоминиумов, с ремонтными работами, с решением текущих вопросов. Неравнодушное отношение к дому, двору, микрорайону должно поддерживаться, - пояснил позицию районной администрации Владимир Довалев.
Процесс создания ТСЖ был рассмотрен на семинаре во всех подробностях - от законодательных и нормативных актов, регулирующих деятельность товарищества по управлению кондоминиумом (основной - ФЗ `О товариществе собственников жилья`), до шагов по его регистрации.
Сам процесс создания ТСЖ несложен. Первый шаг - созыв общего собрания жильцов дома, на котором принимается решение о создании ТСЖ. На собрании должны присутствовать не менее 50% собственников жилья. С решением общего собрания можно отправляться в районную инспекцию Министерства по налогам и сборам, где это товарищество зарегистрируют.
После регистрации в ИМНС и открытия расчетного счета председатель ТСЖ (или любое уполномоченное лицо) приступает к созданию и регистрации кондоминиума и отправляется в ГУ ЖА, где должен оформить документы о наличии инженерной инфраструктуры.
Следующий шаг - сдача документов в проектно-инвентаризационное бюро (ПИБ) с целью получения паспорта домовладения. И затем все документы оформляют без обязательного участия представителей ТСЖ: ПИБ направляет их в Комитет по земельным ресурсам, ГИОП, в Комитет по градостроительству и архитектуре.
С этого момента и возникают значительные финансовые затраты для ТСЖ: только за топогеодезическую съемку необходимо заплатить 60 тыс. руб.
Пока не определено, кто понесет эти затраты: ТСЖ или город. По словам заместителя начальника управления по работе с ТСЖ Дениса Шабурова (на семинаре он знакомил собравшихся с тонкостями процесса создания ТСЖ и кондоминиумов), сейчас рассматривают вопрос о финансировании этой статьи расходов: в ЗС Петербурга прошел в первом чтении законопроект, определяющий участие бюджета в оплате регистрации тех кондоминиумов, где в качестве одного из собственников будет присутствовать город. Однако пока решения не принято.
Минимальный срок регистрации кондоминиума - 2 месяца. Как только будет получено свидетельство о регистрации, начинается деятельность ТСЖ по содержанию кондоминиума. Тогда и встанут перед товариществами основные вопросы, на которые сегодня нет конкретных ответов.
Первый и главный вопрос - `За счет каких средств ремонтировать инженерные коммуникации, которые во многих домах требуют капитального ремонта или полной замены?`. Ведь средств, которые будут поступать на счет от квартиросъемщиков и собственников, не хватит, чтобы залатать дыры ЖКХ, накопившиеся за 30 лет.
И, видимо, администрация каждого района будет искать, в зависимости от местных особенностей, свои возможности. В Невском районе, например, обещают отремонтировать дома `первопроходцев` еще до передачи в управление ТСЖ. На все 1118 домов средств у районной администрации, конечно, не хватит.
Второй вопрос, на который еще до начала активных действий потенциальный организатор товарищества хочет получить ответ, - это `Что делать с долгами по оплате коммунальных услуг и неплательщиками?`. К примеру, по состоянию на 01.08.2004 в пятиэтажном доме на 120-130 квартир в среднем накоплено долгов на сумму 250-300 тыс. руб. Создаваемые в ходе реформы городского хозяйства ОАО по обслуживанию жилого фонда начнут свою работу с чистого листа, то есть недоимки останутся проблемами нынешних ГУ ЖА.
Вероятно, аналогичная ситуация будет и с ТСЖ. Но вот каким образом мотивировать нерадивых плательщиков к регулярному перечислению средств на счет ТСЖ? Правления товариществ вынуждены будут задействовать все рычаги -от взывания к совести до обращения в суд. Сработает ли?
Вопросительный знак в заглавии - это сомнения. В товарищества должны объединяться если не товарищи, то, по крайней мере, приверженцы одной идеи. Собственников жилья среди проживающих в спальных районов не более 60%. Жильем некоторые сооружения, где вынуждены обитать петербуржцы, назвать сложно. Но другого варианта изменить ситуацию к лучшему никто не предоставит. Потому надо постараться извлечь пользу из этого. |