К 1 января 2005 года согласно ФЗ `Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации` во всех субъектах РФ должен быть завершен первый этап реформы системы местного самоуправления (МСУ) - определены границы новых муниципальных образований (МО) первого и второго уровней. О некоторых вопросах, общих для многих регионов, наш корреспондент беседует с председателем комитета по взаимодействию с органами местного самоуправления правительства Ленинградской области Юрием Марасаевым
- Когда реформа только начиналась, трудно было определиться, каким образом нарезать МО первого уровня - с нуля или в границах уже существовавших - волостей. Что выбрали в Ленобласти?
- Мы решили не совершать революций и не изменять административно-территориального деления. Это исторически сформировавшиеся территории. МО в Ленобласти создают в пределах границ ныне действующих районов: прогнозируется, что всего будет 222 МО, из них 17 (по числу районов) - МО второго уровня (муниципальные районы), остальные - первого уровня (сельские и городские поселения).
- Были ли спорные вопросы при принятии Законодательным собранием соответствующих законов?
- Да, были такие вопросы. Но их, скорее, можно отнести к частным. Один из самых последних примеров - Бокситогорский район. На его территории сегодня находится два муниципальных образования - МО `Бокситогорский район` и МО `Город Пикалево`. Во время обсуждения развернулись дебаты по вопросу, где устанавливать центр муниципального района - в Бокситогорске (предложение правительства) или в Пикалево (предложение одного из депутатов). Было решено оставить центр в Бокситогорске, если же впоследствии жители захотят его перенести, то они могут после 1 января 2006 года согласно закону провести референдум по этому вопросу. Это нормальный демократичный способ.
- Определение границ - все-таки не самый трудный вопрос. Есть гораздо более сложные - формирование бюджетов МО и обеспечение МО кадрами. Что с ними?
- Я думаю, что о бюджете МО в этом году говорить пока рано, поскольку и сегодня, и весь 2005 год мы будем жить в переходном по определению закона периоде, то есть по старой схеме: существуют старые 29 МО, и бюджет строится по прежним правилам. Однако уже в этом году, работая над бюджетом-2005, мы учитывали тот факт, что через год необходимо будет формировать отдельные бюджеты для каждого из 222 МО.
Подготовка кадров - действительно вопрос очень серьезный. Волости были не МО, а административными территориальными единицами. И к специалистам там предъявляли иные требования. Когда территория становится МО с собственным бюджетом, со своими представительными органами, с дополнительными полномочиями, то перед руководителем такого образования (городского или сельского поселения) встают новые конкретные задачи: управление, ведение хозяйства, обеспечение качества жизни.
И речь идет не только о теоретической подготовке сотрудников органов МСУ, но и о жизненных принципах каждого из них. К примеру, в Краснодарском крае во время наводнения некоторые из руководителей МО оказались не способны организовать работу по предотвращению самого стихийного бедствия и его последствий, растерялись или просто сбежали.
Мы должны сделать все, чтобы на территории Ленобласти таких `примеров` не было. Поэтому задача на этот и следующий годы - найти необходимые кадры и обучить их. В отдаленных районах области это будет сделать сложнее: и людей, отвечающих всем требованиям, гораздо меньше, и возможности обучения там ограниченны. Основные кадры мы готовим в Северо-Западном отделении Академии государственной службы при Президенте РФ (в Петербурге) или в собственном учебном центре правительства Ленобласти. |