В Правительстве РФ решили диверсифицировать накопленные государством средства. Дискуссии о том, куда их вкладывать, не было: самым надежным вариантом размещения средств Стабилизационного фонда признаны иностранные ценные бумаги
Ранее так же сочли нужным поступить и со средствами Пенсионного фонда, которыми должна распоряжаться государственная управляющая компания. Тем самым фактически на высшем уровне признали, что как пророков в своем Отечестве не бывает, так и надежных инструментов накопления в России нет. И вместо того чтобы попытаться их создать, Правительство РФ намеревается укреплять финансовые институты 14 стран (США, Великобритании, Германии, Франции...), которые имеют первоклассные рейтинги надежности.
В 2005 году при сохранении цен на нефть Стабилизационный фонд может составить 720 млрд руб. Это означает, что пятая часть бюджета страны изымается из внутреннего оборота. Средства этого фонда теоретически можно вкладывать в инвестиции, если их общая сумма превысит 500 млрд руб. Но, судя по нынешней госполитике, и тогда вряд ли отважатся открыть сундук со сбережениями на черный день.
Разве можно вкладывать средства в российскую экономику? Да ведь разворуют! Однако если даже в Правительстве РФ не верят в сохранность средств в отечественном секторе экономики, то кто же в здравом уме из солидных западных инвесторов станет размещать в России свои капиталы? Чего стоят тогда рассуждения чиновников об улучшении инвестиционного климата в стране?
Другой вопрос: а так ли уж надежны для России западные ценные бумаги? Уже сейчас комиссарам ЕС и парламентариям США не нравится, куда поворачивает реформа системы госуправления в РФ. Что, если завтра заморские геополитики сочтут нашу страну `недемократической` и заморозят активы Российского государства?
Наконец, Стабилизационный фонд - это изъятия из экономики российских регионов. В него складывают те финансовые ресурсы, которые якобы не обеспечены товарной массой из-за разницы между внутренними и мировыми ценами, чтобы избежать погружения народного хозяйства в пучину неконтролируемой инфляции.
Однако в Кремле смотрят на происходящее в регионах сквозь призму официальной статистики, которая способна искажать реальность. Между тем еще весной наметилась тенденция вымывания оборотных средств. Летом эта проблема касалась лишь отдельных предприятий, не связанных с экспортом стратегического сырья. Осенью она уже затронула бюджеты субъектов РФ, где сегодня вынуждены тратить гораздо больше средств на коммунальную, инженерную и транспортную инфраструктуру. Ведь иначе зимой люди рискуют остаться без тепла, а грузопотоки в 2005 году на ряде маршрутов начнут останавливаться в пробках.
Вдобавок продолжается передача имущества из федеральной собственности субъектам РФ, управлять которым в Центре сочли неэффективным. Иными словами, не захотели искать казенных ресурсов для покрытия убытков.
Расходы местных властей возросли и стали несоразмерны доходу, что заставляет их урезать расходы (в первую очередь, по традиции, это касается `социалки`, содержания медицинских и учебных заведений), вводить дополнительные налоги на предпринимателей, снижать уровень льгот инвесторам. Есть все основания для того, чтобы часть Стабилизационного фонда направить на целевое покрытие тех инфраструктурных расходов, которые образовались из-за хронического недофинансирования в прошлом. Тем не менее в Москве выключать финансовый пылесос не собираются. По-видимому, из-за осложняющейся политической обстановки вокруг России: нужно умиротворять западные страны. Вопрос в том, какой ценой. |