С 1 октября вступают в силу изменения, внесенные в `таможенные` статьи Кодекса об административных правонарушениях.
Известно, что нет предела совершенству. Но в нынешнем году таможенная служба России как-то очень активно самосовершенствуется: с 1 января начал действовать новый Таможенный кодекс, Государственный таможенный комитет переименован в Федеральную таможенную службу, которая теперь находится в ведении Минэкономразвития РФ. И, наконец, с 1 октября вступают в силу изменения, внесенные в `таможенные` статьи Кодекса об административных правонарушениях. Что они меняют для тех, кто волей или неволей допустил нарушения, связанные с пересечением границы и международной торговлей? Об этом рассказывает начальник Петрозаводской таможни Алексей Накрошаев
- Федеральная таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями. Так записано в принятом недавно Положении о Федеральной таможенной службе.
В рамках этих полномочий мы ведем свою деятельность, которая корректируется с учетом жизненных реалий. Вот и изменения, внесенные в Кодекс об административных правонарушениях, отвечают понятиям нового Таможенного кодекса, который был принят позже Административного.
- Алексей Валентинович, расскажите, какие статьи кодекса подверглись переработке?
- Основные изменения внесены в главу 16 - административные правонарушения в области таможенного дела, а также в статью 15.25 - нарушение валютного законодательства. Кроме того, дополнена статья 4.4. Теперь предусмотрена возможность назначения наказания в пределах более строгой санкции, если лицом совершено действие (бездействие), содержащее составы нескольких административных правонарушений.
- То есть можно сказать, что внесенные изменения ужесточают ответственность за административные правонарушения?
- И да, и нет. В 16-й главе 23 статьи (было 22), которые уточняют составы административных правонарушений и ответственность за них. В каких-то статьях санкции ужесточены, в каких-то - смягчены с учетом характера правонарушения.
Например, ужесточены санкции, которые применяются к лицам, ведущим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - представителям ЧП. Если раньше они несли ответственность как должностные лица, то теперь - наравне с юридическими лицами. Сравните: штраф для них раньше составлял 30-40 МРОТ, теперь - от одной до трех тысяч МРОТ.
А вот обратный пример, связанный с `послаблением` штрафных санкций. Согласно статье 16.4 теперь физическое лицо при недекларировании или недостоверном декларировании валюты, подлежащей обязательному письменному декларированию (то есть при перемещении суммы от $3 тыс. до
$10 тыс.), должно заплатить штраф от 10 до 25 МРОТ. Раньше бы всю валюту просто конфисковали как объект правонарушения.
- Часто приходится слышать о случаях задержания скрытых товаров. Что-нибудь изменилось в этой сфере?
- По-прежнему сокрытие товаров от таможенного контроля влечет наложение штрафа от одной второй до 3-кратного размера стоимости товаров - на граждан и юрлица, от 100 до 200 МРОТ - на должностных лиц. Кроме того, возможна конфискация товаров и транспортных средств, явившихся орудием правонарушения. Как и раньше, это зависит от решения суда, а не от прихоти таможенника, как некоторым это иногда кажется.
Что интересно, согласно статье 16.1 теперь штраф накладывается не только за незаконное перемещение, но и по прибытии или убытии, получении разрешения на внутренний таможенный транзит или для его завершения, помещении товаров на склад временного хранения (СВХ), если таможне заявлены недостоверные сведения, поддельные документы и так далее.
- Касаются ли изменения той работы, которая связана со взысканием таможенных платежей - одной из главных задач таможенных органов России?
- Подача недостоверных сведений, в том числе о таможенной стоимости, влияющей на величину пошлин, раньше наказывалась штрафом в размере, зависевшим от стоимости товаров. Теперь - от суммы неуплаченных таможенных пошлин. Размер - от одной второй до двукратной суммы. Плюс возможна конфискация товаров. При этом четко указано: `заявление сведений, которые послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов и для занижения их размера`.
- Как известно, Петрозаводская таможня является внутренней, не осуществляющей непосредственного контроля на границе. В связи с этой особенностью, какие таможенные процедуры находятся в сфере ответственности вашей таможни?
- На карельских предприятиях, которые ведут внешнеэкономическую деятельность, созданы зоны таможенного контроля, где хранятся товары до тех пор, пока таможенное оформление не будет завершено.
В этой связи заслуживает внимания статья 16.5, касающаяся зоны таможенного контроля. Теперь в этой зоне запрещено распоряжение находящимся на хранении, перемещение не только товаров и транспортных средств, но и лиц. Необходимо это помнить, потому что нарушение повлечет штраф.
- Перечислите, пожалуйста, случаи, когда санкции для участников внешнеэкономической деятельности ужесточились.
- Статья 16.12, связанная с несоблюдением сроков подачи таможенной декларации, документов и сведений, теперь более конкретизирована с учетом появления периодического временного декларирования, декларирования после фактического вывоза товаров, то есть при использовании особого порядка декларирования. Если раньше штраф, например, для юридических лиц составлял от 30 до 50 МРОТ, то теперь - от 500 от 1000 МРОТ.
В статье 16.13 - проведение грузовых и (или) иных операций без разрешения таможенного органа - появилось понятие `неуведомление таможенного органа о перегрузке товаров, находящихся под таможенным контролем`.
Пункт 4 статьи 16.19 вводит новое понятие, связанное с бартером: неисполнение требований при осуществлении внешнеторговых бартерных сделок.
Тем, кто ввозит гуманитарную помощь, будет полезно ознакомиться со статьей 16.20. Если раньше оговаривалось незаконное пользование либо распоряжение такими товарами, то теперь спектр действий с условно выпущенными товарами расширен: `пользование, передача в пользование либо распоряжение иными способами`.
Брокерам, декларантам, таможенным перевозчикам, владельцам СВХ и таможенных складов адресована новая статья 16.23 - незаконное осуществление деятельности в области таможенного дела.
- Вводятся ли санкции, которые можно было бы назвать более мягкими?
- В статье 16.3 появилась интересная деталь - запреты и ограничения, не носящие экономического характера. Если нарушены такие запреты и ограничения, то предусмотрен только штраф. В обратном случае - также конфискация.
Статья 16.18, которая теперь касается только физических лиц, раньше предусматривала за невывоз или возвращение товаров и транспортных средств большой штраф - от одной до двукратной стоимости предмета правонарушения. Теперь - штраф от 15 до 25 МРОТ. Но и тогда, и сейчас сохраняется право на конфискацию.
В целом снижены санкции за нарушение валютного законодательства. |