Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Нефть согревает российских портовиков - ЭиВ N 38 (525)
ТРАНСПОРТ
Нефть согревает российских портовиков
No. 38 (525) 04.10.2004
Борис УШАКОВ
В I полугодии 2004 года грузооборот российских морских портов увеличился до 220,4 млн тонн (+20,1% к аналогичному периоду 2003-го). Однако несложно заметить, что больше половины переработанных грузов (120,4 млн тонн) - нефтеналивные. Причем именно в этом секторе достигнут наивысший прирост объемов (+25,4%). По всем прочим позициям темпы роста гораздо ниже (+14,3%)



По другим источникам, грузоперевалка в российских портах за тот же период оказалась ниже - 160-170 млн тонн, а темпы роста и в этом случае еще выше (+28%).

В 2010 году поставлена задача выйти на грузооборот в 500 млн тонн.

Приоритет в ближайшей перспективе отдается Северо-Западу РФ. По прогнозам министра транспорта России Игоря Левитина, к 2010 году через российские порты на Балтике будет проходить 65 млн тонн нефти и 45 млн тонн нефтепродуктов, а внешнеторговый грузооборот с учетом новых мощностей российских морских портов в Ленобласти (Усть-Луга, Приморск, Высоцк, Санкт-Петербург) увеличится до 185 млн тонн. Для этого в 2004-2010 гг. только на побережье Финского залива предусматривают ввести в строй 10,75 тыс. метров причалов. Это втрое больше, чем было построено и реконструировано в этом водном бассейне в 1993-2003 гг.

Одним из факторов, способных притормозить реализацию намеченных планов, эксперты называют нескоордированность задач, которые решают различные министерства и ведомства (Минтранс РФ, Минэкономразвития РФ, Федеральная таможенная служба, Управление ФСБ РФ по пограничной службе, Минобороны РФ). Отсюда - неурегулированность отношений по поводу пользования землей и акваториями, попадающими в зону портовой деятельности, а также по поводу режимов работы международных пунктов погранпропуска.

Другая проблема - ледокольное обеспечение. Гендиректор `Росморпорта` Николай Негодов заявил, что при выходе на проектируемую перевалочную мощность портов Приморск и Высоцк потребуется построить несколько новых ледоколов. Причем, как минимум, два таких судна для работы на Балтике понадобятся к 2007 году.

Рассматривались различные претенденты на подряды, включая финскую верфь Kvaerner Masa-Yard. Однако предпочтение в `Росморпорте` отдали ОАО `Балтийский завод` (Петербург), которое предложило проект, оптимальный по соотношению `время строительства - цена - качество`. В 2004 году собираются заложить первый ледокол. Если, разумеется, решится вопрос о федеральном финансировании проекта. В госбюджет на 2005 год для `Росморпорта` требуется заложить не менее 2 млрд руб.

Наконец, встает общая для всех стивидоров проблема: летом 2004 года вступил в силу Международный кодекс ОСПС с повышенными требованиями к обеспечению безопасности мореплавания. Большинство российских морских портов не прошло сертификации по нему. Стивидоров выручает то, что летом лишь 10,7% морских терминалов мира и 22,7% судов полностью отвечало требованиям ОСПС...

Среди всех терминалов Северо-Запада РФ Большой порт Санкт-Петербург - в центре внимания по нескольким причинам: этот комплекс демонстрирует высокую динамику развития, в городе на Неве реализуется ряд крупных инвестиционных проектов по развитию транспортной инфраструктуры, и, наконец, у группы стивидорных компаний ОАО `Морской порт Санкт-Петербург` (`Морпорт СПб`) сменился собственник.

За 8 месяцев 2004 года в порту обработано 32,3 млн тонн грузов (+23,7% к аналогичному периоду 2003 года). Причем рост шел нарастающим итогом за счет привлечения дополнительных грузопотоков нефтепродуктов (+25,4%), контейнеров (+21,5%), металлов (+18%), химических (+41,8%) и генгрузов (+21,5%). Снизилась только перевалка рефгрузов (-4,1%) - в основном из-за ограничений по ввозу в РФ мяса.

По неофициальным данным, сделка по приобретению контроля над группой стивидорных компаний `Морпорт СПб` новолипецкими металлургами завершена, хотя окончательный расчет по ней еще не состоялся. Однако новое руководство пыталось установить свои порядки уже летом, когда истекал срок прежнего колдоговора с работодателями. Это и послужило толчком для `итальянской` забастовки докеров, которые в знак протеста выполняли нормы, но отказывались работать сверхурочно.

После переговоров между руководством стивидорных компаний группы `Морпорт СПб`, подконтрольных металлургам, и профкомами было подписано соглашение, регулирующее уровень зарплаты докеров. Отметим, что действовали портовики с учетом международного опыта борьбы наемного персонала за свои права: теперь забастовки на Западе в классическом виде объявляют крайне редко из-за угрозы локаута и судебных преследований нарушителей спокойствия. Сегодня докеры просто прекращают выполнять отдельные операции, что наносит чувствительные точечные удары по прибыли работодателя.

Тем не менее выяснение отношений не помешало группе `Морпорт СПб` в январе - августе 2004 года увеличить грузооборот до 9,3 млн тонн грузов (+21,7% к аналогичному периоду 2003-го). Напомним, что акционерное общество было зарегистрировано в Лихтенштейне, в конце июня 2004 года оффшорная компания Nasdor Anstaldt продала 50% плюс одну акцию `Морпорт СПб` и по 81% акций в четырех стивидорных компаниях, входящих в эту группу, датской компании Jysk Staalindustr, действовавшей в интересах ОАО `Новолипецкий металлургический комбинат`. Правительство Петербурга контролирует 28,79% акций `Морпорт СПб`, 20% акций - на балансе РФ. Эти два пакета готовят к продаже в 2005 году...

Солидной прибавки грузооборота достигли и в других морских портах Северо-Запада РФ. В частности, в ОАО `Архангельский морской торговый порт` (АМТП) увеличили переработку грузов до 859,7 тыс. тонн грузов (+40%). Правда, по итогам за 7 месяцев динамика стивидоров была выше (+54,3%). Это можно объяснить тем, что перевалка нефти здесь выходит на предельный уровень. А именно за ее счет и достигнута основная прибавка в оборотах. Кроме того, стивидоры смогли притянуть к себе больше леса, генгрузов, угля и зерна.

Губернатор Архангельской области Николай Киселев в начале сентября заявил, что кузбасский уголь, который экспортируют через порты стран Балтии, может быть переключен на Архангельск и Кандалакшу. Весь экспорт российского угля, который следует по железной дороге через сухопутные погранпереходы Северо-Запада РФ и оценивается в 10 млн тонн угля ежегодно, российские стивидоры освоить, разумеется, не смогут, пока не выйдет на запланированную мощность порт Усть-Луга. Однако могут быть приняты меры, которые позволят обрабатывать в Архангельске и Кандалакше весомую долю от экспорта угля.

Заметим, что в отечественных морских портах на Северо-Западе РФ стала проявляться специализация. Например, контейнерные и рефрижераторные грузы явно тяготеют к Петербургу, а лесные - к Архангельску. В свою очередь в ОАО `Калининградский морской торговый порт` (КМТП) привлекли солидные грузопотоки металлопроката.

В целом в КМТП увеличили обработку до 3 млн тонн (+8,93%) - в основном за счет кокса (+29,4%), щебня (+81,25%) и контейнеров (+71,45%). По последней номенклатуре грузов такая динамика достигнута после приобретения оборудования для обработки тяжеловесных контейнеров.

Правда, из-за административных барьеров, поставленных Литвой после ее вступления в ЕС, в Калининграде потеряли часть грузопотоков насыпных минудобрений, леса и целлюлозы. Дополнительные дискриминационные меры и проблемы с подвозом грузов по железной дороге привели к тому, что и в Калининграде с августа динамика роста грузооборота стала снижаться (за 7 месяцев обработано на 10,9% грузов больше, чем за аналогичный период прошлого года).

Тем не менее калининградские стивидоры не оставляют надежд к концу 2004 года выйти на рубеж в 4,5 млн тонн грузов. Хотя не исключено, что из-за тарифной политики литовской железной дороги в Калининграде потеряют часть грузопотока черных металлов. Однако в таком случае и литовские стальные магистрали могут недосчитаться доходов от российского транзита.

Нет точных данных о грузообороте Мурманска за 8 месяцев 2004 года. Однако в январе - июле он составил 8,5 млн тонн, из которых 8,1 млн тонн - экспорт. Дальнейший рост перевалки в порту сдерживается пропускной способностью Октябрьской железной дороги и недостатком мощной перегрузочной техники.

Активно развиваются все терминалы, где перерабатывают нефть. Высокую динамику демонстрируют Приморск, `Петербургский нефтяной терминал`. В конце 2004 года в ОАО `ЛУКОЙЛ` планируют завершить углубление фарватера порта Высоцк, чтобы у его причалов могли швартоваться танкеры водоизмещением 80 тыс. тонн.
Другие материалы рубрики
ТРАНСПОРТ
22.12.08Люди – основной капитал компании
22.12.08Октябрьская магистраль – генератор инноваций
22.12.08На главном направлении
22.12.08Важная практика в региональном бюджете
22.12.08С опорой на отечественного производителя
22.12.08Стальные нервы отечественной экономики
22.12.08Возить пассажиров далеко и близко
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru