Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Кредитная теория - ЭиВ N 38 (525)
ФИНАНСЫ
Кредитная теория
No. 38 (525) 04.10.2004
Юрий СЕРГЕЕВ
Банки и промышленность пока лишь декларируют взаимный интерес
Согласно официальной статистике за последние годы в активах российских банков постоянно росла доля кредитных портфелей. Если в 1999 году она составляла 40%, то в 2003 году - уже 52%. При этом наиболее проблемным направлением в кредитовании до последнего момента оставалась работа с `реальным сектором` экономики - промышленностью. События последних месяцев показывают, что ждать положительных изменений не приходится



Борьба интересов

...История петербургской компании `ОХТАлит` - весьма показательный пример на тему, какие перспективы ждут производственное предприятие, которое хочет воспользоваться банковским кредитом. По словам ее генерального директора Андрея Яковлева, пока фирма создавала новое производство и нуждалась в деньгах, ни от одного банка получить кредит не удавалось: имущества, которое могло бы стать обеспечением кредита, тогда не было. Зато теперь, когда бизнес успешно развивается и приносит доход, банки сами выходят с предложениями о кредитах. Правда, компания в их услугах особо уже и не нуждается.

Красивые слова о кредитовании промышленности прочно занимают место в программах партий, экономических концепциях и других сугубо теоретических документах, коих в России каждый год производится великое множество. Реальный банковский бизнес по-прежнему не видит в этом перспектив.

Не случайно весь последний год, не уставая повторять, что конкуренция на финансовых рынках обостряется до предела, банкиры тратили максимум усилий на работу с частными клиентами, в том числе в рамках кредитных программ. Индустрия в качестве `точки роста`, похоже, и не рассматривалась.

Причины, по которым финансисты и промышленники никак не могут найти общего языка, давно известны и остаются неизменными. В первую очередь это различие интересов. Банки охотно выдают кредиты на год-полтора. Минимальный же срок окупаемости проекта в промышленности - два-три года.

Иначе говоря, финансисты по-прежнему склонны оперировать короткими деньгами, а производственникам нужны длинные. Эта дилемма остается ключевой проблемой для кредитования российской промышленности.

Второй, не менее веский, резон - реальные потребности промышленности, осилить которые российские финансисты просто не в состоянии. Техническое перевооружение, которого требуют предприятия, стоит миллионы долларов, тогда как на сегодня лишь немногие российские банки могут себе позволить кредитовать даже малый бизнес. В Петербурге банковское кредитование промышленности служит не источником развития и не, тем более, средством для преодоления кризисов, а, скорее, одним из способов поддержки успешных предприятий. Куда больше, чем кредиты, среди промышленников распространены иные формы `жизни взаймы`, прежде всего - лизинг.

Весьма характерный для нынешней ситуации комментарий предоставила нам пресс-служба `Промстройбанка`:

`В банке достаточно жесткая кредитная политика, поэтому все выданные кредиты имеют обеспечение в виде ликвидного залога. В результате летнего кризиса недоверия вкладчики изъяли из банковской системы значительные средства, также практически перестал существовать рынок межбанковского кредитования. Сейчас многие банки ограничили объемы кредитования, для того чтобы поддерживать необходимый запас ликвидности и гарантировать бесперебойные расчеты. Спрос на кредиты вырос в разы. Поэтому, чтобы его ограничить, в июле-августе `Промстройбанк` был вынужден увеличить проценты по кредитам. В сентябре банк снизил кредитные ставки, но говорить о том, когда они вернутся на докризисный уровень, пока сложно`.



Не хочешь - заставим

Теоретически заставить коммерческие банки кредитовать промышленность, конечно, можно. Но в этом случае речь будет идти уже не о бизнесе, а о возврате к командной экономике. Так, несколько месяцев назад стало известно о подготовленном специалистами российской Торгово-промышленной палаты докладе `Государственная промышленная политика: проблемы формирования и реализации`.

Авторы этого доклада констатировали, что в существующих условиях добиться удвоения ВВП за 10 лет, в соответствии с поставленной президентом задачей, невозможно. Максимум, на что способна российская экономика, - обеспечить 4-5%-й ежегодный рост, что даст к 2010 году прибавку лишь в 40%.

Причина, по мнению авторов доклада, в том, что средства не перетекают из богатых сырьевых отраслей в высокотехнологичные, которые остро нуждаются в инвестициях.

Чтобы исправить ситуацию, эксперты ТПП предложили создать внебюджетный ссудный фонд промышленности, ежегодный объем которого не должен быть ниже $60 млрд. По расчетам авторов доклада, с помощью ссуд из этого фонда экономика сможет расти на 10% в год.

Каковы были источники, предлагавшиеся для формирования фонда? Большую долю денег для него - $25 млрд - предполагалось собрать за счет увеличения налогов, в первую очередь экспортных пошлин на сырьевой сектор. Еще $15 млрд - напечатать, проведя эмиссию денежной массы, $13 млрд - взять из временно свободных средств бюджета, и еще $3 млрд - позаимствовать из золотовалютных резервов Центробанка.

Кому именно следует адресовать собранные таким образом средства, в докладе было обозначено в самых общих чертах. Естественно, были упомянуты `высокотехнологичные наукоемкие производства`, ориентированные на выпуск `средств для развития материальной базы науки, образования, воспитания и культуры`, а также предприятия, обеспечивающие внутренние потребности страны. К последним были отнесены выпуск оборудования для агропромышленного комплекса, строительного комплекса, ТЭКа, систем энергоснабжения, транспорта и связи, фармацевтика и `оборонка`.

Особо оговаривалось, что получать средства фонда на развитие производства и пополнение оборотных средств, гарантии по кредитам банков и субсидии по процентным ставкам они смогут на возвратной и возмездной основе по результатам конкурса. Одновременно авторы доклада предложили исключить часть инвестиций из налогооблагаемой прибыли, ограничить рост тарифов естественных монополий и восстановить банковские вклады, пострадавшие от дефолта в 1998 году.

Появление этого документа было встречено критикой со стороны как делового сообщества, так и чиновничества и экономистов-экспертов, не принадлежащих к ТПП. Например, первый замминистра промышленности, науки и технологий Андрей Фурсенко выразил сомнения в том, что... фонд сможет найти достаточное количество коммерчески обоснованных проектов для инвестиций, заявив: `Мы с большим трудом распределяем меньше $200 млн в год`.

Сырьевики, как и следовало ожидать, также высказались по поводу идеи ТПП резко отрицательно, заметив, что им надо осваивать новые месторождения, строить инфраструктуру, а это гигантские затраты. Появление доклада даже стало лишним поводом во всеуслышание заявить, что государство должно активно поддерживать экспортеров и освобождать от части налоговых платежей предприятия, внедряющие инновации.

Что касается Центробанка, то там еще ранее высказались, что использовать золотовалютные резервы для кредитования промышленности нельзя (к слову, с такой инициативой прежде ТПП выступил президент Российского союза промышленников и предпринимателей Аркадий Вольский, которого, как утверждали некоторые столичные газеты, в свою очередь надоумил бизнесмен Олег Дерипаска).

Независимые эксперты, комментируя инициативу ТПП, не преминули пройтись по собственной излюбленной теме: неэффективности распределения средств, пусть даже на конкурсной основе, через государственные органы. Короче, при ближайшем рассмотрении иных сторонников, кроме самих авторов, у предложения вроде как не обнаружилось.



Из `тени` за деньгами

Альтернативных же вариантов кредитования промышленности и вовсе не просматривается. Напротив, сопутствующие условия все заметнее ужесточаются. Так, одна из инструкций Центробанка России, которая вступила в действие 1 августа этого года, ввела новые критерии для определения размеров зарезервированных средств на возможные потери при выдаче ссуд.

Прежде размеры резервов определялись исходя из предоставленного заемщиком залога. С 1 августа главным критерием стала оценка финансового состояния предприятия, причем не реального, а того, которое вытекает из анализа официальных финансовых документов. Нет, наверное, особой нужды пояснять, какие дистанции у нас бывают между отчетностью и `правдой жизни`.

Разумеется, и среди банкиров есть оптимисты, которые считают, что новая система оценки рисков не принесет, по крайней мере, изменений к худшему. Например, начальник кредитного отдела Русского банкирского дома Игорь Яковлев говорит: `С предприятиями проще общаться, здесь более отлаженная система учета. Для банков это более уверенное размещение средств, чем торговля`.

Но скепсис по отношению к кредитованию промышленности, на наш взгляд, пока преобладает. И поводов к переменам в общем настрое банковского сообщества не видно.
Другие материалы рубрики
ФИНАНСЫ
29.12.08«Московский капитал» пытаются спасти
29.12.08Лучше не рисковать
29.12.08Волшебная карта
С 1 января 2009-го Россия вступает в международную систему «Зеленая карта» (Green Card)
29.12.08Новости рынка
29.12.08Что ждет финансовый рынок в 2009 году?
29.12.08«Дна» мы все еще не достигли
29.12.08Долг строителей платежом красен
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru