Агентства регионального развития могут использоваться как один из инструментов, способствующих росту конкурентоспособности региональной экономики, считает ректор Международного банковского института Виктор Вениаминов. Однако пока в России их деятельность малоэффективна
Основная причина, как выяснилось на заседании `круглого стола` в рамках Международного форума `Российский промышленник`, - в неопределенности статуса подобных агентств и отсутствии их взаимосвязанной с органами власти сети. Такой, какая сложилась, например, в Финляндии.
Директор консалтинговой компании Оу ManNet Partners Ltd Том Хултин рассказал, что в одной только Юго-Восточной Финляндии 7 агентств развития. Сначала это были акционерные общества, акции которых принадлежат муниципалитетам. Потом некоторые из них укрупнились и продали часть акций частным лицам. Однако основной пакет остался все-таки у муниципалитетов. В частности, в укрупненном агентстве Котка-Хамина 90% акций - собственность муниципалитета.
Агентства нужны для того, чтобы эффективнее распорядиться землей и недвижимостью на территории муниципалитетов. Ведь общий фонд зарплаты и количество ставок их чиновников зависят от объемов собираемых налогов. Чиновники вынуждены искать способы, как развивать бизнес (свою налоговую базу). Поэтому именно они - основные заказчики услуг частных консалтинговых фирм, тесно связанных с агентствами развития. Они сканируют рынок, составляют бизнес-планы, ищут новые ареалы сбыта продукции, варианты партнерства (кооперации) на международном рынке и венчурного финансирования, берут на себя управление проектами.
Агентства по развитию и институт консультантов выполняют в Финляндии еще одну важнейшую роль - обеспечивают координацию между чиновниками различных комитетов правительственных структур, общественных организаций и промышленных предприятий. В этих социально-экономических кластерах рождается множество своих проектов, в том числе и по развитию сотрудничества с Россией. Их структурируют, консолидируют и только потом на правительственном уровне вырабатывают предложения российской стороне.
Генерация таких решений и доведение их до уровня бизнес-планов - непростой процесс, подчеркивает старший консультант Объединения муниципалитетов финского региона Коувола Яана Мюллюлуома. Ведь регионы и предприятия Страны Суоми конкурируют между собой. Поэтому сама по себе ситуация, когда консультанты сталкиваются с противоречиями в действиях, например, разных комитетов правительства Петербурга, союзов и ассоциаций, а также отдельных предприятий, которые не входят в них, финнов не удивляет. Им непонятно другое: почему в России не создают механизмов для структурирования и координации проектов развития.
В России правительственные структуры от имени государства решают, что лучше для бизнеса. В Финляндии чиновники тоже хотели бы расширить поле применения административных рычагов. Однако это возможно, когда проект затрагивает интересы отдельно взятого муниципалитета. Но, как правило, инвестиционные проекты обладают мультипликативным эффектом и задевают за живое соседей. Вот почему в свое время стал на дрожжах господдержки интенсивно развиваться институт независимых консультантов, образованных частными лицами.
Казалось бы, через такие фирмы можно отмыть огромные суммы. Возможно, чиновники хотели бы поживиться за счет госбюджета, сговориться с консультантами и поделить деньги, выделяемые на дутые проекты. Однако чиновникам, во-первых, страшно рубить бюджетный сук, на котором они сидят. А во-вторых, это оттолкнет от них бизнес. И тогда последует цепная реакция, которая включит механизм `зачистки` властных структур, основная функция которых - заботиться об увеличении ВВП, появлении дополнительных рабочих мест и пополнении госказны. Или, как говорят в Финляндии, создавать основные услуги для населения. Критерием же эффективности работы консультантов служит конечный результат их работы - появление нового пула фирм для реализации совместного проекта с выходом на новый (международный) рынок. Чем больше таких реализованных на практике проектов, тем выше авторитет консультантов. А следовательно, их уровень доходов.
И еще на что обратили внимание финны во время проведения `круглого стола`: в России нередко смешивают такие понятия, как `агентство по развитию`, `бизнес-инкубатор` и `технопарк`. Всеми ими обычно владеют финские муниципалитеты. Однако создаются они для решения различных задач. В РФ такого строго структурирования нет.
В РФ любой бизнес-центр, где есть хоть какое-то `отверточное` производство, может именоваться технопарком, а риэлтерская компания, занимающаяся застройкой квартала, - агентством по развитию. А уж какие конторы только ни маскируются под видом бизнес-инкубаторов! И все эти структуры претендуют на льготы от государства.
К сожалению, нынешняя реформа системы власти приводит лишь к концентрации ресурсов, но не решает важнейшую проблему - структурирование управлением бизнеса. Основная ошибка в том, что чиновники сами пытаются оказывать услуги по развитию бизнес-проектов. При этом они живут сами по себе или отстаивают интересы олигархических групп, а все остальные предприниматели по-прежнему варятся в собственном соку. И каждый кулик свое болото хвалит. |