В начале сентября правительством Петербурга принят ряд постановлений, касающихся реформирования системы городского хозяйства. Изменения затронут все стороны городского хозяйства - от тарифной политики до организации взаимодействия в сфере ЖКХ
По мнению руководства города, постановление `О совершенствовании системы управления жилищным фондом Санкт-Петербурга` призвано расширить законодательную базу жилищно-коммунальной реформы. Главной целью реформы провозглашают повышение качества услуг для населения, развитие рыночных отношений в жилищной сфере.
Одновременно приняты еще два постановления - `О стандартах жилищных услуг, предоставляемых населению в Санкт-Петербурге` и `О совершенствовании системы управления предоставлением жилищно-коммунальных услуг в Санкт-Петербурге`.
Влияние на объявленную реформу городского хозяйства окажет и принятое на том же заседании правительства постановление `О совершенствовании тарифной политики Санкт-Петербурга`.
Чтобы картина была полной, напомним, что именно этот год стал решающим в развитии двух естественных монополистов - ГУП `Водоканал Санкт-Петербурга` и ОАО `Ленэнерго`: весной была рассмотрена и утверждена программа `Реконструкция и развитие систем водоснабжения и водоотведения Санкт-Петербурга на 2004-2011 годы` стоимостью 45 млрд руб., летом - программа по развитию электрических сетей города, рассчитанная на период до 2010 года, стоимостью 45 млрд руб.
Хотят сделать, `как лучше`
Что стоит за всеми этими документами? В идеале - функционирующее на основе здоровых рыночных принципов городское хозяйство, обеспечивающее каждого горожанина теплом (с минимальными транспортными потерями), светом (в необходимых количествах и бесперебойно), водой (пригодной для питья и на всех этажах).
Какую, собственно, реформу подразумевают принятые постановления? Суть осуществляемой реформы в одном - распределить функции заказчика и поставщика жилищно-коммунальных услуг. Сегодня эти функции одновременно выполняет государственное учреждение жилищных агентств (ГУ ЖА): само заказывает, само исполняет, само деньги за это берет. В результате реформы за ГУ ЖА должны будут остаться только функции заказчика: они должны будут проводить конкурсы среди частных компаний - подрядчиков на право оказания жилищно-коммунальных услуг и контролировать расходование бюджетных средств.
Исполнителями (поставщиками услуг) должны стать создаваемые в каждом из районов открытые акционерные общества, в которых городу будут принадлежать 100% акций. Основными видами деятельности ОАО должны стать организация управления жилищным фондом, обеспечение технической эксплуатации жилищного фонда (непосредственное оказание услуг) и предоставление коммунальных услуг. Планируется, что сохранятся 19 ГУ ЖА (по количеству городских районов) и будет создано 50-60 ОАО.
Так как размер уставного капитала каждого ОАО определяется в 100 тыс. руб., то на создание ОАО только в 2004 году потребуется выделить из бюджета дополнительно 2,5-3 млн руб. (50% уставного капитала). Вероятнее всего, это будут средства из резервного фонда губернатора Петербурга.
Так, на территории Калининского района будет создано три акционерных общества. В Невском районе также будет создано три ОАО: одно будет заниматься уборкой придомовых территорий, два - непосредственно техническим обслуживанием зданий и их текущим ремонтом.
К 10 октября 2004 года Жилищный комитет совместно с администрациями районов, КЭРППиТ должен представить в КУГИ проекты изменений в уставы районных жилищных агентств (РЖА), связанные с передачей ОАО и иным юридическим лицам части функций РЖА. В КУГИ осуществят все необходимые юридические действия по внесению изменений в уставы РЖА.
В чем заключается выигрыш горожан, в случае если реформа удастся? Во-первых, при условии существования в домах товариществ собственников жилья (ТСЖ) - в экономии средств на обслуживании и оплате услуг естественных монополистов, поскольку средства и всевозможные субсидии и дотации будут поступать на отдельные лицевые счета и управлять ими будут сами ТСЖ. Во-вторых, в техническом состоянии своих подъездов и домов. В-третьих, в более высоком качестве сантехнических и ремонтных услуг внутри квартир.
Получится - `как всегда`
В первую очередь настораживает тот факт, что, несмотря на разделение функций заказчика и исполнителя по разным структурам, эти функции остаются все равно в одних руках - в руках города. Изменений в идеологии нет: город устанавливает тарифы и стандарты, город заказывает жилищно-коммунальные услуги, город их оказывает.
В создаваемых ОАО будут работать те же управленческие кадры, которые не справляются со своими обязанностями сегодня, те же специалисты (дворники, сантехники, уборщицы), которые сегодня не метут, не моют, не могут заменить трубу, потому что не хватает сварочных аппаратов. Других-то кадров нет, и они в ближайшее время не появятся.
Даже на начальном этапе реформирования системы управления ЖКХ будут потрачены немалые бюджетные средства, которые виртуальны только для чиновников. Для остальных же горожан это реальные деньги из их собственных карманов. А эффективность новых ОАО, куда эти деньги в очередной раз будут вложены, - под большим вопросом.
Ремонтировать в первую очередь власти обещают те дома, где будут созданы ТСЖ. Ни для кого не секрет, что на территории Петербурга преобладают районы массовой застройки, где статус жителей очень разнится: не только в одном доме, но даже на одной лестничной площадке могут проживать спившиеся асоциальные элементы, долг по квартплате которых составляет до 30 тыс. руб., и вполне законопослушные граждане, которые будут вынуждены расплачиваться за соседей. Если государство со всеми доступными только ему механизмами не сумело решить вопрос с неплательщиками, то у рядового гражданина возможностей и того меньше.
Реформа опять начинается с конца. На сегодня так и не утверждены и не доведены до сведения каждого горожанина стандарты жилищных услуг (которых будет четыре - от минимального до повышенного), расценки на эти услуги. Нет и механизма воздействия на поставщиков услуг - пока ничего, кроме как позвонить по `горячей линии` в администрацию города и пожаловаться власти, горожанам предложить не могут.
А это значит, что мы не застрахованы ни от холодных батарей, ни от воды цвета ржавых труб, ни от темных и опасных для жизни подъездов. Реформу городского хозяйства, как и большинство реформ последнего времени, осуществят на средства горожан.
Бесплатного сыра не будет, поскольку чиновники его уже съели. Осталась только мышеловка. |