Пора задавать вопросы
В советские времена крупные промышленные предприятия были настоящими государствами в государстве. Помимо основного производства на каждом `флагмане индустрии` существовали десятки вспомогательных служб, позволявших жить практически автономно. Но жить так можно было в тех застойных условиях, которые обеспечивала экономическая система.
Рыночная экономика принесла постоянно меняющиеся законы и технологии, плавающие цены, информационный вал и прочие прелести, сориентироваться в которых руководству вчерашних гигантов было физически невозможно. Это, в свою очередь, стимулировало спрос на услуги профессиональных советников, представителей различных направлений консалтинга.
Как маркетинговые исследования, так и оценки консультантов-практиков показывают, что в последние годы заметно увеличивался спрос на услуги, так или иначе связанные с управлением рисками и контролем эффективности работы предприятия. Быстрее всего сферы влияния были поделены в области финансового и юридического консалтинга: крупные клиенты распределились между ведущими участниками рынка, конкуренция продолжается на ограниченном пространстве.
Сегодня в консалтинговом бизнесе обозначилось несколько новых точек роста, связанных, в частности, с внедрением информационных технологий и оценкой недвижимости. Разумеется, как вид услуг эти направления развиваются уже более десяти лет, однако время спроса на системные решения в сфере профессиональной оценки и в области IT наступает только сейчас.
Речь идет о вполне объективном процессе, который, впрочем, до сих пор находится только в начальной стадии, и ни один из профессиональных участников рынка не возьмется предположить, как быстро он сможет развиваться. Слишком велика еще дистанция между приверженными к традиционным схемам ведения дел промышленниками и представителями одного из самых молодых направлений бизнеса.
Рассказать о наиболее существенных затруднениях, встречающихся в работе, мы попросили сотрудников нескольких ведущих консалтинговых фирм Петербурга.
Земля и доля
Общее оживление экономики, а также звучащие из уст петербургских властей декларации о намерениях избавить жилые районы от промышленных предприятий вынуждают директоров многих производств обращаться к услугам профессиональных оценщиков. Одни делают это, чтобы развивать свой бизнес, другие - чтобы подороже продать доставшееся с прежних времен наследство.
Рассказывает руководитель группы оценки недвижимости Института проблем предпринимательства Алексей Шаскольский:
- Практически половину территории Петербурга используют неадекватно. Прежде всего, это касается промышленных зон, складывавшихся до середины ХХ века, которые сегодня оказались в центре жилых районов. Вопрос о переносе промзон поднимают с начала рыночной эпохи, однако его решение в течение ряда лет тормозилось.
Как только государственный контроль над предприятиями закончился, директора немедленно ощутили, сколь ценный ресурс в виде зданий и территорий находится в их руках. Чтобы эта недвижимость приносила деньги, не требовалось прилагать особых усилий, с которыми неизбежно связано развитие производства. Именно это обстоятельство лучше всего объясняет, почему руководители давно пришедших в упадок фабрик и заводов не хотят покидать насиженные места. Переезд сулит неопределенность и связан с риском потери дохода, значительная часть которого поступает в `сером` формате.
Рынок оценки как таковой начал формироваться в начале 1990-х годов. Ранее на эти услуги просто не было спроса: в советской экономике вообще не существовало понятия рыночной стоимости недвижимого имущества. Но первые годы оценщиков привлекали главным образом для того, чтобы легализовывать сделки на заранее оговоренную сумму или приватизировать госимущество по минимальной цене. В результате кондиционное здание в центре города вполне могло перейти от одного хозяина к другому по цене в $50 за метр.
По этой причине репутация профессиональных оценщиков к концу 1990-х годов была основательно `подмочена`, в них видели лишь послушных оформителей чужих решений. Сегодня этот имидж приходится менять, а капитанам индустрии - учиться находить среди оценщиков независимых и профессиональных экспертов.
Спрос на профессиональные услуги оценщиков формирует энергичный цивилизованный бизнес. Когда у предприятий появляется интерес к инвестициям, когда им нужны кредиты для развития, действовать по старинке, наняв оценщика-`оформителя`, уже нельзя. Инвестор или кредитор не примут липовых цифр. Фактически для таких проектов требуется серьезное консалтинговое сопровождение. Ведь профессиональный оценщик может не просто определить стоимость имущества, но и показать этапы выхода проекта на новые уровни доходности.
Фактически, настоящий оценщик - это консультант, который помогает владельцу или менеджеру управлять стоимостью предприятия.
В Петербурге, формирование рынка профессиональной оценки во многом стимулирует появление иностранных и московских компаний. Такая экспансия капитала, по крайней мере на первом этапе, не может опираться на псевдопрофессиональное лукавство и связи. Для этого требуются реальное знание рыночной ситуации, профессионализм, креативность.
Компьютер + программа + совет
Информационный консалтинг, как показывает практика, обычно вырастал из торговли компьютерной техникой. Такое развитие бизнеса выглядит вполне логичным, другое дело, что амбиции и подходы многих IT-консультантов сегодня нередко опережают уровень развития их потенциальных клиентов.
На консерватизм представителей промышленности жалуются едва ли не все, кто занят IT-консалтингом. `Если компания имеет многолетние традиции, обладает выстроенной и проверенной временем системой технологий, то это становится едва ли не главной причиной, удерживающей руководство от внедрения новаций`, - отметил технический директор компании Lintec Александр Деньгинов.
- Мы самым активным образом пытаемся заинтересовать своими продуктами промышленные предприятия. Сказать, что есть сколько-нибудь сопоставимое движение навстречу, пока не могу. Наблюдаем любопытную закономерность: чем старше и устойчивее на рынке компания, тем меньше у ее руководства осознанных потребностей в переменах и модернизации, - сказала начальник отдела продаж компании `Галактика СПб` Елена Миролюбова.
Скептицизм потенциальных заказчиков - один из важнейших стимулов для IT-консультантов в инициативном порядке разрабатывать оригинальные решения, сориентированные на конкретного клиента.
- Как правило, сотрудники IТ-служб, которые есть на всех предприятиях, не успевают следить за развитием информационных технологий. И, соответственно, они не всегда могут правильно определить, какими средствами могут быть решены задачи, стоящие перед их компаниями. В связи с этим работу чаще всего приходится начинать с определения реальных потребностей клиента и помощи в формировании технического задания, - пояснил Александр Деньгинов.
- Пока чаще мы сами находим клиентов, чем они приносят нам заказы, - дополнил заместитель директора компании Lintec по продажам Александр Осипов. - Для этого приходится вести инициативные разработки, самостоятельно определять проблемные направления и затем предлагать свое заключение тем, кого оно могло бы заинтересовать.
Отмечу, что между IT-консультантами и специалистами предприятий достаточно часто возникают явные или скрытые противоречия и конфликты. В привлеченном консультанте видят не помощника, а конкурента, который может занять твое рабочее место. Случается, такие опасения небезосновательны.
Среди части менеджеров и владельцев предприятий бытует мнение, что внедрение современных технологий в обязательном порядке должно сопровождаться сокращением лишнего персонала. Между тем результат может быть и обратным. Вспомните, когда-то считалось, что появление компьютеров должно резко сократить потребление бумаги, а вышло наоборот. Точно так же и в области кадровых и управленческих решений.
По словам Елены Миролюбовой, чистые продажи информационных продуктов, не сопровождаемые консалтинговыми услугами, в последнее время случаются все реже, хотя интерес к построению бизнеса на основе современных методов и технологий управления растет медленно. Сказываются не только устоявшиеся подходы к ведению дел, но и то, что процесс это дорогой (а консалтинговое сопровождение может увеличить стоимость программного обеспечения вдвое).
Не случайно планы на развитие бизнеса многие компании связывают с появлением нового поколения руководителей, для которых современный управленческий инструментарий будет уже не экзотикой, а привычной рабочей средой.
- Пока же рынок, на котором мы работаем, правильно было бы назвать лоскутным, - поясняет Елена Миролюбова. - Каждый проект уникален, у каждого клиента множество своих специфических условий. Сформировать набор стандартных решений не получается, и перспектив на унификацию по западному образцу не просматривается.
В то же время на рынке IT-консалтинга еще остаются не только не занятые, но и практически не разработанные ниши. В первую очередь это относится к аутсорсингу - внешнему обслуживанию компаний. Это направление уже активно развивается в других областях, в частности, аудиторских и юридических услугах, однако сфера информационных технологий пока демонстрирует приверженность традиционным методам работы, согласно которым контроль над информационными ресурсами компании стороннему подрядчику не отдается.
Дальнейшие перемены в сфере информационного консалтинга почти наверняка будут связаны с появлением новых игроков, более сильных, чем местные. Петербургские IT-консультанты едва ли не в один голос отмечают, что в последние годы резко возросла конкуренция со стороны московских компаний, активно закрепляющихся на Северо-Западе. В частности, на долю москвичей, по наблюдениям участников рынка, приходится основная доля наиболее крупных контрактов, освоить которые местные фирмы просто не в состоянии. |