Известно: в Петербурге и в Ленинградской области не хватает высококвалифицированных рабочих. Проблему нехватки кадров пытаются решить на разных уровнях. Так, по инициативе петербургского регионального общественного фонда `Золотая десятка` и общественной организации `Санкт-Петербургский Дом национальных культур` в городе на Неве прошло несколько `круглых столов`, посвященных проблемам трудовой миграции. Что же они выявили?
Участники прошедшего в августе `круглого стола` (среди которых было немало представителей исполнительной и законодательной власти) сошлись во мнении, что без мигрантов сегодня не обойтись, но необходимо обеспечить их легализацию и нормальное социальное обустройство. В этом процессе серьезную роль отводят позиции самого работодателя. Эта важная тема стала основной на сентябрьском `круглом столе`. У законодателей и руководителей профессиональных объединений в выступлениях прозвучало много общего.
Наталья ЕВДОКИМОВА, председатель комиссии по социальным вопросам Законодательного собрания Петербурга:
- Что можно усовершенствовать в миграционном законодательстве на уровне регионов? Первое - это квоты. Их формирование и расчет определены федеральным законодательством, и мы могли бы принимать необходимую квоту ввоза мигрантов законом субъекта РФ. Второе - социальная защита мигрантов, которая должна быть прописана в законе каждого субъекта РФ. Что здесь важно?
Прежде всего - социально-бытовые условия, в которых живут работники. У каждого из них должна быть страховка, но в разных субъектах Федерации она различная. С этим нужно разобраться. Как и с самой заработной платой, которую можно отнести к социальным аспектам защиты мигранта, да и к экономическим, поскольку от фонда заработной платы налоги идут в федеральный бюджет, в страховые фонды. Все эти вопросы можно было бы предусмотреть в Законе субъекта РФ `О заработной плате`.
Каким еще образом можно руководить процессом трудовой миграции в субъекте Федерации? С помощью косвенных рычагов влияния на рынок. Прежде всего - это региональные налоги. Сюда же относятся и арендные отношения. Если мы, приняв закон о минимальном размере оплаты труда, в каждый договор между государством и работодателем включим предусмотренные данным законом условия, это будет тоже защищать интересы мигрантов.
Валерий ГЛЕБОВ, президент объединения промышленников и предпринимателей Ленинградской области:
- Нормализация процесса трудовой миграции возможна только при участии работодателя. Частный бизнес с серыми схемами возник в Петербурге и Ленобласти из-за первой волны миграции, когда к нам приехали представители малого бизнеса. Для отечественного работодателя цена мигранта слишком велика!
Многие руководители не понимают своей ответственности за мигранта: любой несчастный случай влечет за собой ужасающие последствия, когда предпринимателю приходится продираться через настоящие бюрократические тернии. Необходимо упрощение процедуры легализации мигрантов. В первую очередь нужно ликвидировать институт посредников, которые в прямом смысле отбирают деньги у мигранта. Зачастую мигрант становится поистине золотым для предпринимателя!
Игорь СОБОЛЕВСКИЙ, вице-президент Восточно-Европейской финансовой
корпорации:
- В процессе миграции важно обеспечить возвращение граждан России из-за рубежа. Нельзя по 6 месяцев ждать регистрации мигранта в Москве. Налоги за уплату пошлины, единый социальный налог надо сокращать. Милиция должна иметь бюджетные средства для выдворения нелегалов - пора в городском и областном бюджете предусмотреть соответствующие статьи.
Необходимо определить также, что мы можем сделать, чтобы вынести этот вопрос на федеральный уровень. ЗС Петербурга должно выйти в этом плане с законодательной инициативой. Тогда в законе Петербурга появится раздел, касающийся социального пакета для трудового мигранта.
Как промышленник - а я возглавляю правление ОАО `Пролетарская Победа`- могу сказать, что в Петербурге сейчас нет необходимого количества рабочей силы. Надо заинтересовать работодателя в привлечении специалистов-мигрантов, тогда предприятия станут конкурентоспособными. Мы готовы разработать предложения по федеральному пакету для трудового мигранта силами петербургской и областной ассоциаций промышленников и предпринимателей.
Александр ЛОБАНОВ, заместитель
начальника паспортно-визового управления ГУВД Петербурга и Ленобласти:
- Порядок оформления регистрации очень сложный. Стоимость оформления регистрации трудового мигранта - 4 тыс. руб., а ответственность за нарушение правил и отсутствие регистрации - всего 10-20 МРОТ. 150 тысяч нелегальных мигрантов - это 600 млн руб. в бюджет (по нашему региону). Неправильно, что только Москва принимает решения по вопросам трудовой миграции. Больше полномочий необходимо дать регионам.
Необходимо отрегулировать поток трудовой миграции. Мы направили в МВД РФ предложения: нужно обязательно оформлять приглашения приезжающим. Тогда работодатель будет знать и квалификацию специалиста.
Валентина ЧАПЛИНСКАЯ,
представитель ЕС в России:
- На Западе существует свободное передвижение рабочей силы и товаров. Для нелегалов и тех, кто использует их труд, предусмотрены штрафы. Причем контроль - жесткий. Есть несколько главных вопросов, которым уделяется наибольшее внимание: трафик наркотиков, безопасность границ.
Интересен опыт взаимодействия в этом плане России и Финляндии. (Кстати, Ленинградская область не выбрала квоты по трудовым мигрантам из Финляндии.) Страна Суоми готова сотрудничать в создании единого банка данных по рабочей силе. Это позволит вывести мигрантов из `теневых` структур. Есть также двухсторонние отношения с Данией в области европейского образования и рынка труда. По этим соглашениям можно получить как профессионального работника, так и человека, готового к обучению.
Александр КРОТОВ, заместитель руководителя Департамента Федеральной государственной службы занятости
по Петербургу:
- В Финляндии - много государственных программ по привлечению трудовых ресурсов, в том числе из России. К сожалению, у нас нет представления, сколько людей уезжают, сколько возвращаются, сколько вообще мигрантов? Необходимы независимые исследования на уровне Петербурга, чтобы знать наши реальные потребности в области трудовой миграции.
Один из примеров успешного использования иностранных рабочих - строительство кольцевой автомобильной дороги вокруг Петербурга. Там 90% подряда обеспечивают белорусы. Для них созданы соответствующие социально-бытовые условия: комфортабельное жилье, душевые, телевизионные комнаты. Работают они вахтовым методом - 2 недели трудятся на объекте, 2 недели отдыхают на родине. Обеспечены всеми необходимыми документами, на работу их привозят автобусы.
Так что от работодателя действительно многое зависит... |