Если бы еще несколько лет назад руководителю предприятия сказали, что он вскоре не сможет найти рабочего на производство, он, вероятнее всего, не поверил. Но именно за последние 5 лет ситуация на рынке труда резко изменилась: расчеты Департамента Федеральной государственной службы занятости населения по Петербургу показывают, что растет диспропорция между спросом и предложением
На 1 января 2004 года эта диспропорция была такой: незанятыми оказались 124,9 тысячи рабочих мест, при этом 107 тысяч петербуржцев так и не нашли работу. Таким образом количественное несоответствие числа ищущих работу и свободных рабочих мест на порядок отличалось от качественного. Этот факт одинаково волнует как работодателей и службу занятости, так и ищущих работу горожан. И все вместе они пытаются эту проблему решать.
Шаг первый: объединение усилий
Еще весной, размышляя над проблемой подбора квалифицированных специалистов для промышленных предприятий Петербурга и Ленобласти, генеральный директор компании `Лехто-Консорт Санкт-Петербург` Юрий Михайлов говорил о необходимости создания некоего органа, который координировал бы работу всех участников этого процесса: государственных служб занятости, рекрутинговых компаний, агентств по подбору персонала и учебных заведений.
Первый шаг в этом направлении был сделан в Петербурге 16 июля 2004 года: подписана `Декларация принципов сотрудничества`. Свои подписи под этим документом поставили представители 11 ведущих кадровых агентств города и руководитель Департамента Федеральной государственной службы занятости населения (ФГСЗН) по Петербургу Дмитрий Чернейко.
Декларация не содержала ничего экстраординарного. Поставившие под ней подписи договорились `придерживаться гласных и прозрачных отношений, учитывающих интересы соискателей работы, работодателей, органов власти и кадровых агентств`, `стремиться к повышению качества и надежности работы кадровых агентств и созданию кодекса профессиональных принципов их деятельности`...
И все-таки совместная акция участников петербургского рынка услуг по подбору персонала оказалась значительным событием - подобная декларация подписана впервые в России. Выступивший от имени рекрутеров на пресс-конференции, посвященной подписанию декларации, генеральный директор Personnel Service Алексей Чуркин озвучил планы: серия семинаров для представителей кадровых служб предприятий, просветительская работа через СМИ, предоставление объективных данных о состоянии рынка, взаимодействие с высшими и профессиональными учебными заведениями по вопросам подготовки кадров и трудоустройства выпускников.
По мнению Д. Чернейко, самым простым методом решения проблемы нехватки квалифицированных кадров многие чиновники почему-то считают привлечение ресурсов за счет миграции.
- Я ничего не имею против трудовой миграции, но думаю, что на сегодня единственный выход из ситуации с дефицитом трудовых ресурсов - это работа по улучшению качества подготовки специалистов, - заявил
Дмитрий Чернейко. - Выпускников училищ и курсов с удостоверениями сварщиков много, а вот квалифицированных - не хватает. Бухгалтеров - переизбыток, а настоящих профессионалов компании ищут не по одному дню. Надо менять систему профессионального образования, систему профессиональных стандартов и индикаторов на рынке труда.
Шаг второй:
определены приоритеты
В рамках проводившейся 16-17 сентября 2004 года Х Межрегиональной ярмарки вакансий прошла конференция, посвященная поиску инструментов решения вопросов кадрового обеспечения. На этой конференции рекрутеры и специалисты ФГСЗН встретились с руководителями предприятий. Именно на ней были озвучены приоритеты новой кадровой политики администрации Петербурга. Она ориентирована на подготовку высококвалифицированных кадров, переподготовку специалистов и призвана решить три основные группы вопросов.
Первая: предложение КЭРППиТ сконцентрировать усилия по подготовке специалистов для восьми кластеров экономики. В зону особого внимания администрации попадут судостроение, энергомашиностроение, транспорт, оборонная промышленность, строительство, городское хозяйство, пищевая промышленность, потребительский рынок.
До октября совместно с общественными организациями и ассоциациями комитет планирует выработать стандарты по профессиям основных кластеров экономики.
Вторая: для решения проблемы трудовой миграции комитет намерен определить потребность города в квалифицированных специалистах. По результатам мониторинга 700 крупных и средних предприятий дефицит специалистов с заработной платой от $700 составляет 5-7 тыс. чел. В целом потребность города в подготовленных кадрах оценивается в 75 тыс. чел. При этом, по официальным данным ФГСЗН по Петербургу, за I полугодие 2004 года разрешение на работу получили 11389 человек.
Город планирует участвовать в социальной адаптации высококвалифицированных мигрантов (в том числе реализуя программы ипотечного кредитования) и приглашать выпускников школ из других регионов для обучения в средних профессиональных учебных заведениях Петербурга.
Третья: правительство Петербурга намерено выделять средства не только для обеспечения социальных гарантий низкооплачиваемым мигрантам, но и на разработку профессиональных стандартов, и на серию семинаров для сотрудников кадровых служб предприятий по вопросам найма персонала.
Все эти группы вопросов невозможно решить без реформирования системы профессионально-технического образования.
Шаг третий:
программа для судостроения
На заседании правительства Петербурга 21 сентября утверждена Программа подготовки и переподготовки кадров для судостроительной промышленности города на 2004-2008 гг. Речь идет о совместном финансировании обучения необходимых специалистов бюджетом города и предприятиями.
Программа, призванная решить конкретную задачу - сохранить и развить судостроительную отрасль города, стала отправной точкой в реформировании системы подготовки кадров для всей промышленности. На реализацию программы для судостроения будет затрачено 131 млн руб. из бюджета и 139 млн руб., привлеченных из внебюджетных источников.
До этого года бюджет ежегодно тратил от 1,5 млрд руб. до 1,8 млрд руб. на начальное профобразование. Из них 20% уходило на содержание зданий и сооружений, 67% - на зарплату педагогов и не более 1,5% - непосредственно на начальное профобразование. Привлечение средств из внебюджетных источников позволяет рассчитывать на то, что из средних профессиональных учебных заведений будут выходить профессионалы. |