В течение 9 месяцев 2004 года около 62% российских промышленных предприятий развивались стабильно. За этот период продукции выпущено на 6,9% больше, чем за аналогичный период 2003-го. По-прежнему по темпам роста лидировали машиностроение и металлообработка (+13,9%)
Не случайно среди ста ведущих предприятий отечественной экономики - треть компаний, которые принадлежат к этим отраслям. В их числе - фирмы, предприятия которых расположены в Северо-Западном регионе РФ: группа `Северсталь`, `Норильский никель`, `Энергомашкорпорация`, `Балтийский завод` и `Объединенные машиностроительные заводы`.
Правда, стоит отметить, что рост в этих двух отраслях во многом обусловлен увеличением цен на отпускаемую продукцию. Однако рост прибыли позволил предприятиям вкладывать значительные средства в модернизацию производства. Ведь, по статистике, в среднем мощности промышленных предприятий РФ используют только на 58%, что в значительной степени связано с изношенностью основных фондов: этот показатель в машиностроении и металлообработке оценивается в 55%.
По данным Северо-Западного таможенного управления РФ, 1-е место по импорту в первой половине 2004-го занимали изделия машиностроения, удельный вес которых в общем объеме закупок увеличился с 30,4% до 34,3%. Поставкам этой продукции из-за рубежа способствует укрепление рубля по отношению к доллару.
А если верить Госкомстату РФ, то в СЗФО за аналогичный период отмечен самый высокий прирост объемов промышленного производства (+14,3%), по сравнению с другими федеральными округами. Причем лидерами стали Петербург, Архангельская и Калининградская области.
В правительстве Петербурга объясняют успех `улучшением хозяйственного климата` в городе, что стимулирует развитие экономики и социальной сферы. Имеется в виду следующее. Первое - повышение эффективности госконтроля и регулирования деятельности субъектов естественных монополий. Второе - реструктуризация и упорядочение деятельности ГУПов и госучреждений. Третье - поиск новых механизмов для стимулирования производственной активности хозяйствующих субъектов (реструктуризация и списание задолженности налогоплательщиков по платежам в городской бюджет, снижение налогового бремени).
Правда, в последнее время этот процесс притормозило сужение налоговой базы регионов в связи с передачей ряда налоговых сборов в федеральный бюджет. По новым правилам городские власти могут влиять на размеры ставок только 15% видов налогов и сборов, а все остальное регулируется федеральными органами власти. И делается это вне зависимости от того, является ли субъект РФ дотационным или донорским.
Между тем, по сводному финансовому балансу Петербурга, город отдает федеральному Центру значительно больше, чем от него получает. Однако в последние годы наметилась тенденция снижения отрицательного сальдо этих финансовых взаимоотношений с 81,95 млрд руб. в 2002 году до 69,1 млрд руб. в 2003-м. И, что очень важно, поступающие в распоряжение правительства ресурсы вкладывают в укрепление городской инфраструктуры. А это тоже составная часть благоприятного бизнес-климата.
Наблюдается также укрепление конкурентоспособности промышленных производств, которые обеспечивают 30% поступлений в казну Петербурга и занятость 22% экономически активного населения. В первой половине 2004 года выпуск промышленной продукции увеличился на рекордную отметку - до 161,3 млрд руб. (+16,4%). При этом в полтора раза выросла выработка на одного рабочего. И наилучшие результаты по этому показателю - именно в машиностроении.
Среди крупных предприятий Петербурга активнее всего развивается концерн `Силовые машины`- благодаря иностранным заказам. Высокие темпы демонстрирует ОАО `Кировский завод`, где за 8 месяцев 2004 года выпущено изделий на 9,4% больше, чем за аналогичный период 2003-го.
Консультанты компании `Атон` считают, что в ближайшие несколько лет промышленное производство в Петербурге будет опережать средние темпы роста по РФ (на 7-8% против 6-7% по стране). Причем наивысшие результаты могут достичь концерны `Силовые машины` и `Объединенные машиностроительные заводы` (ОМЗ).
Для справки: в первой половине 2004 года на `Силовых машинах` практически удвоили выручку, а в ОМЗ увеличили ее более чем на треть.
Неплохие темпы роста объемов производства демонстрирует ОАО `Балтийский завод`, где в 2003 году вдвое увеличили выпуск машиностроительной продукции (не связанной с судостроением). Основные ее заказчики - нефтяные и газовые компании. А в 2004-м руководство завода ожидает гораздо большего роста.
Стабильно развиваются даже те предприятия, где объемы выпуска продукции остаются на уровне 2001-2002 гг. В этом смысле типичный пример - ОАО `Ижорские заводы`, где оборот оценивается на прежнем уровне (4 млрд руб. в год), но при этом значительно увеличилась выработка на одного работающего.
В лучшую сторону меняется положение в машиностроении Ленобласти: еще 5 лет назад это производство едва подавало признаки жизни, а за 6 месяцев 2004-го выпуск продукции в отрасли вырос в 1,7 раза. Особенно динамично развивается судостроение: на `Невском судостроительном заводе` выручка удвоилась, а `Выборгский судостроительный завод` теперь считается одним из наиболее эффективных предприятий отрасли в области.
По данным СЗТУ, в 2003 году Ленинградская область заняла 3-е место в СЗФО по импорту, что во многом связано с увеличением ввоза машиностроительной продукции, стоимостный объем которого возрос на 73%. Это указывает на интенсификацию обновления производства.
В большинстве субъектов Северо-Западного федерального округа РФ отмечается схожая динамика: среди промышленных предприятий наиболее высокие результаты демонстрируют именно машиностроители, если не брать в расчет металлургов. Например, в Республике Карелия среди передовиков - `Петрозаводскмаш`, объем производства которого увеличился в первом полугодии 2004-го на 40% и обеспечил лучшие показатели машиностроительной отрасли республики в целом.
Неплохие результаты демонстрируют на ФГУП `ГМП `Звездочка` (Архангельская область) - благодаря крупным заказам, включая российско-чешский проект. А в правительстве Псковской области в ближайшие 8 лет рассчитывают, что ежегодно выпуск продукции машиностроения будет увеличиваться на 8%.
В дальнейшем динамика развития машиностроительной отрасли в СЗФО РФ во многом будет определяться госполитикой. Ожидается, что эта отрасль попадет в список `локомотивов` российской экономики. Основной вопрос в том, как быстро здесь смогут укрепить сектор конкурентоспособных на мировом рынке предприятий. |