По данным Госкомстата, в Петербурге на 1 тысячу человек населения приходится 23 малых предприятия
(в Москве - 21), что в 3 раза больше, чем в среднем по России. Всего в Петербурге действует 12,5% всех малых предприятий России. Именно поэтому за действиями петербургской администрации по принятию Программы поддержки малого предпринимательства с интересом следят не только более 630 тысяч работающих в этом секторе городской экономики, но и предприниматели из других субъектов РФ
Накануне выставки `Малый и средний бизнес`, которая проходит в рамках `Российского промышленника`, `Концепцию развития и поддержки субъектов малого предпринимательства в Санкт-Петербурге на период 2005-2010 гг.` впервые обсуждали публично на коллегии территориального управления Красногвардейского района. Напомним, что проект концепции с мая 2004 года оттачивают, доводя до совершенства, в Комитете экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ).
После возвращения к жизни ФЗ N 88 скорость работы над документом значительно увеличилась, и есть надежда, что осенью он будет вынесен для утверждения на заседание городского правительства.
За четыре месяца обсуждения концепции в коридорах власти радикальных изменений в нее не было внесено, осталось основное: выделяются три категории предприятий, достойных государственной поддержки, - стартующие предприятия, предприятия `санационной группы` (предприятия, испытывающие временные финансовые трудности) и развивающиеся инновационные предприятия.
На заседании коллегии была сделана попытка рассмотреть концепцию с двух точек зрения: какие задачи она ставит перед районными властями? и как будут разделяться обязанности между властями различных уровней?
Председатель КЭРППиТ Владимир Бланк выделил пять основных направлений, по которым будет работать городская администрация: налоговая политика (в качестве ближайшей задачи была названа необходимость доработки закона о ЕНВД), обеспечение доступа малых предприятий к городскому заказу (для чего разрабатывается целевая программа по закупкам у малого бизнеса), обучение предпринимателей и специалистов для их фирм, страхование рисков банков при выдаче предпринимателям кредитов и обеспечение предпринимателям доступа к ресурсам (земля, недвижимость, кредиты и тому подобное).
Администрации Красногвардейского района была поставлена задача составить карту-схему размещения субъектов малого предпринимательства в районе, на основе которой начать работу по контролю за техническими условиями и обременениями, с которыми сталкиваются предприниматели. Зашла речь и о снижении административных барьеров, но выяснилось, что в этом отношении в Красногвардейском районе все в порядке.
Что же касается самой концепции, то мнение многих присутствующих выразил начальник отдела экономического развития администрации Красногвардейского района Игорь Антонычев, заявивший, что концепция необходима и своевременна, но пока слабо определяет роль муниципальных органов власти в вопросе поддержки предпринимательства.
(Напомним, что именно на эти органы власти согласно Закону `Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации` с 1 января 2006 года ляжет значительная доля работы `на местах`, в том числе - и по поддержке малого бизнеса.) Он предложил: чтобы придать муниципальным органам власти стимул развивать малое предпринимательство на своей территории - оставлять все налоги малого бизнеса в бюджете муниципальных образований.
Работая непосредственно с предпринимателями, руководитель `Центра делового развития` Марина Лебедева обратила внимание на общий характер изложенных в концепции положений и отсутствие четкого описания механизмов и инструментов, которые позволили оказать реальную помощь тому, кто начинает свое дело.
А где же собственно бизнес? Где та предпринимательская общественность, которая должна была бы высказать свою точку зрения? Бизнес был представлен двумя выступившими с частными вопросами (по доступности госзаказа и аренде земли) руководителями предприятий. В этом и заключается основная проблема: не верят предприниматели, что можно получить практическую помощь от государства, а потому - `просят` только за себя и свое предприятие. А у некоторых и попросить-то нет возможности.
Напомним, что к 2010 году КЭРППиТ планирует увеличить долю малого предпринимательства в ВРП Петербурга с нынешних 28% до 40%. (Для примера: в 29 наиболее развитых странах мира, входящих в Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), малые предприятия производят 50-60% ВВП.)
Концепция, программа, принятие городского закона о программе развития малого предпринимательства - эти документы должны приблизить город к намеченной цели. Но строки на бумаге только тогда станут реальными мерами поддержки, когда у предпринимателей будет свободный и равный доступ и к документам, и к тем механизмам, о которых в них идет речь.
Проект общей концепции обсуждается. Будет ли так же широко обсуждаться программа с конкретными цифрами? Станет ли механизм получения государственной поддержки прозрачным и доступным для широкого круга предпринимателей? |