Относительно стабильный с экономической точки зрения 2004-й, стал, пожалуй, первым после кризиса годом, когда государство начало привлекать к решению социальных задач бизнес, воздействуя не на кошельки бизнесменов, а на их умы и души. Об ответственности бизнеса перед обществом говорят на экономических форумах, приемах у президента, в ходе судебных заседаний
Наиболее последовательными в этом вопросе остаются общественные организации. Скоро исполнится год, как Фонд социальных инвестиций реализует проект `Корпоративная социальная ответственность в Северо-Западном регионе России`. Очередной `круглый стол`, посвященный вопросам социальной ответственности бизнеса и развитию информационного пространства, состоится 23 сентября.
Информационное поле. Существует ли оно вообще, если мы говорим о социальной ответственности бизнес-сообщества? Да, существует, и его создают средства массовой информации (привлекая внимание общества к проблеме), производители (размещая информацию о той или иной составляющей этого понятия в своих рекламных материалах или на упаковке продукции), покупатели (обмениваясь информацией о собственном опыте взаимодействия с той или иной компанией), правительственные структуры (публикуя доклады или расследования), различные контролирующие, общественные и благотворительные организации (сообщая о результатах проверок и акций).
Однако формируется информационное поле стихийно, при полном отсутствии элементов координации, стратегического планирования и прогнозирования результатов и потому не соответствует требованиям общества.
Как показал опрос, проведенный в 2003 году Ассоциацией менеджеров России, основным источником информации о деятельности компании в сфере этики, корпоративной социальной ответственности и защиты окружающей среды для большинства респондентов остаются СМИ: 88% опрошенных получают информацию из телевизионных сообщений, 66% - из прессы, 53% - из радиопрограмм.
На втором месте среди источников - коммуникации с другими людьми (60%). При этом 59% опрошенных заявили, что они ощущают недостаток информации по этому вопросу, и высказывали мнение, что именно СМИ должны развивать это информационное пространство.
Парадокс заключается в том, что представители бизнеса, инвестируя значительные средства в социальную сферу и благотворительность, вынуждены тратить дополнительные средства на информирование общества о проведении того или иного мероприятия.
На одном из проводившихся `круглых столов` к представителям СМИ высказывались обоснованные претензии, смысл которых заключался в том, что четвертая власть не хочет публиковать материалы о социальных проектах и инициативах бизнеса на безвозмездной основе.
Почему средства массовой информации не торопятся рассказывать о положительном опыте компаний, продвинутых в этом направлении? Причина, вероятно, кроется в сути СМИ: с одной стороны, это институт, способный формировать общественное мнение, а с другой - это всего лишь один из видов бизнеса.
Отстаивая свое право размещать материалы о благотворительности, как и другие PR-материалы, на платной основе, средства массовой информации пытаются доказать, что есть благотворительность во имя общественного благополучия, а есть благотворительность, включенная отдельной строкой в смету затрат на PR. В первом случае об общественно значимом поступке компании становится известно, как правило, значительно позже самого события. Во втором же - внимание журналистов пытаются привлечь заранее, рассылая анонсы доброго дела.
Впрочем, это - частности. По большому счету эффективное взаимодействие СМИ, общества, бизнеса, власти в решении социально значимых вопросов невозможно без системы обмена информацией между всеми заинтересованными сторонами.
Обмен информацией одинаково необходим каждой из сторон процесса: бизнесмен, зная социальные потребности своего региона, сумеет эффективно реализовать свою идею, государство разделит (и таким образом уменьшит) бремя своей ответственности перед населением, нуждающиеся почувствуют внимание и заботу, а в обществе в целом снизится напряженность.
В систему информационного обмена многие из участников предыдущих `круглых столов` предлагали включить базу данных, которая содержала бы и предоставляла информацию о социальных проектах и партнерах для реализации проектов, постоянно действующие специальные рубрики в СМИ, унифицированную форму социальной отчетности.
Идея регулярной публикации компаниями своих социальных отчетов в СМИ не нова: по стандартам корпоративного управления если компания хочет подтвердить свое устойчивое развитие, то в соответствии с рекомендациями GRI (глобальной инициативы по отчетности) она отчитывается об экономической ситуации (по 12 показателям), об охране окружающей среды (по 35 показателям) и о социальной политике (по 49 показателям). В мире по ней отчитывается 380 крупнейших компаний.
Модели взаимодействия всех участников процесса, инструменты формирования и развития информационного пространства для решения общественно значимых задач и попытаются обсудить за `круглым столом`, местом проведения которого организаторы выбрали Дом журналиста.
Возможно, будет найден и ответ на вопрос: `Является ли информирование о социальных проектах компании рекламой?`. |