Знакомые тенденции
Конкурс в петербургские вузы 2004 года новых тенденций не обнаружил. Безоговорочный лидер по-прежнему Государственная академия театрального искусства, каждое место в котором оспаривали 27,57 абитуриента.
Другие вузы из первой пятерки заметно отстали: Государственная академия сервиса и экономики (9,42), Государственный университет аэрокосмического приборостроения (8,26), Государственный инженерно-экономический университет (6,45), Государственный гидрометеорологический университет (5,30).
Технические вузы, пережившие острейший кризис популярности в середине 1990-х годов, уже несколько лет как покинули `зону вылета`, при которой конкурсный уровень падал ниже минимально разумного (один человек на место). Последние несколько лет здесь все стабильно, и в 2004 году конкуренция за право стать студентом Балтийского государственного технического университета (`Военмеха`) достигла уровня 2,76 человека на место, Государственного электротехнического университета (ЛЭТИ) - 2,78, Политехнического университета - 2,8.
Наименьший конкурс в этом году был в Государственную морскую академию имени адмирала Макарова - 1,47 человека на место.
В среднем по Петербургу, если брать результаты бюджетных отделений государственных вузов, каждый студенческий билет оспаривали 3,79 абитуриента.
Для сравнения: в прошлом году средний конкурс в прошлом году составил 3,56 человека на место. Определенный рост, судя по всему, обеспечили иногородние абитуриенты, которых, по данным городского Комитета по науке и высшей школе, в 2004-м почти на 1,5% было больше, чем в предыдущем.
Единство
и противоречия
Официальная статистика, по которой традиционно судят о тех или иных тенденциях в высшей школе, на самом деле давно нуждается в существенных дополнениях. Так, по данным Российской академии образования, в Советском Союзе было 5 миллионов 200 тысяч студентов, в России, которая по численности населения почти вдвое меньше СССР, их уже 6,5 миллиона.
Высших учебных заведений тоже прибавилось: сегодня их в два с лишним раза больше, чем в СССР. При этом уже больше половины российских студентов обучаются на коммерческой основе,
3 млн - в государственных вузах и 1 млн - в негосударственных.
Практически 100% негосударственных вузов специализируется на гуманитарном, прежде всего экономическом и юридическом, образовании. Большинство из них в последние годы стараются делать особую ставку на прямые связи с работодателями - именно более ясные карьерные перспективы для выпускников позволяют частному сектору успешно конкурировать с государственным.
При этом наблюдается весьма примечательная особенность: частные работодатели охотнее сотрудничают с частными вузами, а государственные предприятия и организации больше предпочитают молодых специалистов с дипломами государственных университетов и академий.
Сближение этих сообществ происходит далеко не безболезненно. Так, еще на состоявшемся в конце мая в ИА `Росбалт` `круглом столе` ректоры ряда петербургских негосударственных вузов поделились с прессой историями о дискриминации, которой подвергаются их выпускники.
В частности, ректор Восточно-Европейского института психоанализа Михаил Решетников рассказал, как один из его вчерашних студентов, попробовав устроиться в объединение `Детская психиатрия`, получил отказ лишь на том основании, что на работу принимают только выпускников госвузов.
История, правда, благополучно завершилась: руководство организации вовремя осознало, что нарушает закон. Сложнее, по словам ректора Института биологии и психологии человека Алексея Ельяшевича, приходится при устройстве в учреждения ГУИН: там бы и рады принимать молодых специалистов из негосударственных вузов, да не получается - согласно действующему приказу на работу в систему МВД можно принимать только выпускников профильных государственных учебных заведений.
Разрыв
возможностей
Привести высшую школу России к единой `системе координат` и в национальном, и международном масштабе призван так называемый Болонский процесс - система взаимных договоренностей между странами о взаимном признании дипломов. Участие России в Болонском процессе рассчитано на несколько лет и, в оптимальном варианте, должно завершиться к 2010 году.
Однако было бы ошибкой считать, что времени более чем достаточно. По мнению ведущих специалистов страны в области образования, подводных камней на этом пути встретится более чем достаточно.
Российское образование в течение последних десяти с лишним лет реформировалось в полном соответствии с известным изречением Бенедикта Спинозы: `Для того, кто не знает, куда плывет, любой ветер не будет попутным`. Колебания из крайности в крайность - то стремление сохранить советскую систему, то попытки построить копию американской, то стремление совместить одно с другим - не принесли ожидаемого результата. |