По информации Северо-Западной лизинговой ассоциации, в СЗФО РФ действует 100 компаний, из них 27 - из других регионов, в основном из Центра России. Доля компаний Петербурга и Ленинградской области составляет 58% от общего числа. Почти половина петербургских компаний работает через свои филиалы в Центральном федеральном округе. При этом их обороты на региональных рынках оцениваются в пределах $2-4 млн. И в последнее время они быстро растут
По прогнозам Международной финансовой корпорации (группы по развитию лизинга), в России общий объем рынка лизинговых услуг в 2005 году, по сравнению с 2003-м, удвоится и достигнет $4,1 млрд.
В совокупном объеме операций лизинговых компаний большая часть приходится на операции с предприятиями, представляющими малый и средний бизнес. Согласно исследованию, проведенному Северо-Западной лизинговой ассоциацией, в прошлом году почти 70% сделок совершены на суммы до $100 тыс. Свыше 80% договоров заключали с небольшими компаниями. А всего несколько лет назад работа с малым бизнесом на местном рынке была редким явлением.
Смещение акцентов в деятельности лизинговых компаний, по словам президента Северо-Западной лизинговой ассоциации Дмитрия Горизонтова, можно объяснить несколькими причинами: во-первых, ростом конкуренции в сфере крупных проектов; во-вторых, падением маржи (происходит во всех сегментах финансового рынка). Это заставляет работать многих более гибко, чем раньше. А малый бизнес, отмечает он, не очень требователен к условиям финансирования. Для таких компаний важно быстро получить оборудование, пусть даже по более высокой цене (по сравнению с банковским кредитом).
Договоров с предприятиями малого бизнеса в портфелях лизинговых компаний сотни, что заставляет обрабатывать заявки в течение нескольких дней. Именно в этой плоскости идет борьба за клиентов. `Здесь все происходит, как в потребительском банковском кредитовании: скорость обслуживания и доступность ставятся во главу угла`, - констатирует Д. Горизонтов.
По данным исследования, в 2003 году главным источником финансирования лизинговых сделок были банковские кредиты (44%), хотя их доля, по сравнению с 2002-м, незначительно уменьшилась. Это сокращение, отмечают эксперты, связано, вероятнее всего, с тем, что произошло замещение банковских кредитов на товарные, что свидетельствует о росте интереса к лизингу со стороны поставщиков.
Обычно лизинговые компании работают с
ограниченным числом банков. Попытки расширить их круг не всегда заканчиваются удачно. В некоторых случаях банки предъявляют повышенные требования, к примеру, просят для гарантии положить на депозит крупную сумму. Кроме того, банки, как рассказали в одной компании, придерживаются позиции `не давать деньги сторонним фирмам, если есть своя`, видимо, считая, что так они борются с конкурентами.
В последнее время наметилась тенденция вытеснения российских лизинговых компаний из сектора крупных проектов, осуществляемых успешно развивающимися предприятиями-экспортерами. Уникальной среди российских лизинговых компаний, работающих для малого и среднего бизнеса, является компания Europlan, поскольку она заимствует средства для своей работы на международных финансовых рынках. `У нас имеются длительные кредитные линии от ЕБРР, Международной Финансовой Корпорации (IFC), Черноморского банка Торговли и Развития (BSTDB), немецкой финансовой группы DEG и других известных международных инвесторов. Поэтому компания не ищет средства под каждую сделку и не нуждается в товарных кредитах от поставщиков оборудования`, - отмечает директор филиала Europlan в Петербурге Илья Карасев.
В 2003 году наблюдался небольшой прирост собственных средств, используемых лизинговыми компаниями в качестве одного из источников финансирования сделок. `Компании с номинальным уставным капиталом и небольшим собственным капиталом почти не имеют шансов на привлечение инвестиций. А порой их не рассматривают как потенциальных заказчиков`, - отмечает Д. Горизонтов.
В августе начала действовать инструкция ЦБ, которая изменила порядок начисления резервов. В лизинговых компаниях опасаются, что свои дополнительные расходы банки компенсируют за счет повышения ставок по кредитам либо потребуют дополнительное обеспечение. А это может ухудшить условия финансирования лизинговых сделок, по которым в последнее время наметилось падение ставок.
Анализ структуры лизинговых услуг по итогам 2003 года показал, что наибольшим спросом пользовался лизинг автотранспорта (37% от стоимости всех договоров). В этой группе лидировали легковые автомобили (18,3%), за ними шли грузовые машины (11,2%). Доля автобусов была небольшой. Несмотря на прогноз значительного увеличения лизинга железнодорожного транспорта, его доля в портфелях лизинговых компаний составила всего 2,7%.
Среди компаний, работающих на Северо-Западе РФ, выделяется `Глобус-лизинг` - универсальная компания, которая сотрудничает с предприятиями разного профиля. Ее клиентами стали сотни производственных и торговых фирм, активно занимающихся развитием производства и внедряющих в практику долгосрочное планирование.
В 2003 году клиенты компании `Глобус-лизинг` получили 160 единиц оборудования. Также по лизингу было предоставлено 600 единиц транспортных средств. При этом оборудование выбирает сам заказчик, после чего к переговорам подключаются представители `Глобус-лизинга`, с тем чтобы добиться оптимальных условий поставки и оплаты. Как правило, это удается сделать, учитывая известность компании и накопленный опыт.
В прошлом году на петербургском рынке повышенным спросом пользовалась строительная техника (22,4% стоимости лизинговых договоров), что было обусловлено в большей степени реализацией федеральных программ, в том числе и по строительству автомобильной кольцевой дороги. В этой отрасли признанным лидером считается компания `Интерлизинг`, активно работающая как с российскими, так и с иностранными поставщиками, включая и специализированные программы, по которым клиенты получают значительные преференции.
У компании `Интерлизинг` налажены деловые связи со 150 зарубежными и отечественными поставщиками, многие из которых предоставляют скидки и товарные кредиты. Совместно с официальными дилерами разработаны специальные программы, пользующиеся спросом. Например, реализован совместный проект с ООО `Союзавто`. Современные технологии. Строительство` по приобретению в лизинг техники немецкого концерна Wirtgen Group, где учитывается сезонный фактор, то есть из графика платежей возможно исключение периода, когда техника не работает.
Предоставляется также гарантированный сервис на срок действия договора лизинга. Небольшие предприятия могут приобрести по этой программе не только новую, но и подержанную технику.
Для другой петербургской компании (ЗАО `Техноспецсталь-Лизинг`) одно из основных направлений деятельности - лизинг оборудования для предприятий горнодобывающей и металлургической промышленности (карьеры, горно-обогатительные комбинаты). Предприятия малого и среднего бизнеса составляют большую часть клиентов ЗАО `Техноспецсталь-Лизинг`. Часто эти отношения складываются на основе взаимодействия с поставщиками. Многие предприятия этой области бизнеса становятся постоянными клиентами после удачно проведенной первой сделки.
Наряду с банковскими кредитами при работе с западными поставщиками широко используются товарные займы. Их предоставляют с рассрочкой платежа до двух лет под гарантии высококлассного российского банка. Расходы в данном случае гораздо ниже, чем при финансировании сделок российскими кредитными организациями, потому что закладываются западные процентные ставки. При импортных поставках оборудования используют аккредитивы. |