Сезон летних перевозок 2004 года наглядно показал, что в ОАО `РЖД` стремятся повышать стоимость проезда, а не заботиться о качестве услуг для пассажиров. А заодно лоббируют интересы украинских курортов на Черном море в ущерб российским
Больше всего нынешним летом не повезло пассажирам, оказавшимся заложниками обслуживания в фирменных поездах (всего их в системе РЖД сейчас 120 пар). В них тарифы на проезд росли, как на дрожжах, в чем пришлось убедиться на собственном опыте. Если в прошлом году проезд в купе из Петербурга до Новороссийска на поезде ?43 обходился немногим дороже тысячи рублей, то нынче поначалу (билеты приобретались на середину июля за 45 суток до выезда) пришлось выложить уже две тысячи.
В приложенном к билету документе пассажирам разъясняли, что они могут планировать свои поездки с целью уменьшения расходов, учитывая гибкую политику РЖД по регулированию тарифов. Из предложенной таблицы следовало, что максимальной цена билетов будет с 6 по 31 августа, когда она подрастет еще на 4%.
Обстоятельства заставили поменять билеты на более ранний срок - конец июня. Каково же было мое изумление, когда в кассе предложили выложить за одно место в купе на тот же поезд почти три тысячи рублей (а в июле-августе проценты накручивали уже к этой новой стоимости). Причем первым делом кассир предлагала купе с услугами, где цена вырастала еще на 500 рублей. Объяснить толком, в чем смысл `услуг`, кассир не могла. Понятно, что наличие таких вагонов стало просто дополнительной накруткой платы за проезд в условиях повышенного спроса на билеты. Правда, почувствовать этот повышенный спрос по дороге к морю не довелось, так как две трети мест в вагоне пустовало в течение всего маршрута.
Думается, нет нужды описывать само `фирменное` путешествие, потому что никакого отличия, кроме работающего кондиционера, от обычных вагонов советских времен не было. В конце концов соседи по купе даже занялись обсуждением темы: не скинуться ли всем на вагон туалетной бумаги в подарок для РЖД, чтобы хотя бы фирменные поезда были ею обеспечены?
Железнодорожники часто сетуют на убыточность пассажирских перевозок. Но ведь они сами без конца и плодят эти убытки. Вот свежий пример. За сутки до отправления двух поездов 16 сентября из Петербурга в Новороссийск (? 43 и ? 227) не было продано почти 900 билетов (9 мест в СВ - один полупустой вагон, 69 мест в купе с услугами - два почти полностью пустых вагона, 314 мест в обычных купе - почти девять пустых вагонов, 499 плацкартных мест - еще девять с лишним пустых вагонов). Только монополист может позволить себе гонять пустые или полупустые поезда и держать при этом цены на билеты выше, чем стоимость чартерных авиаперевозок на турецкие курорты, которые стали главными конкурентами наших черноморских здравниц.
О произволе в установлении цены билетов российскими железнодорожниками, после того как они стали акционерным обществом, говорил в конце июня в присутствии Владимира Путина на заседании Госсовета в Геленджике, посвященном развитию курортов России, губернатор Краснодарского края Александр Ткачев. В ОАО `РЖД`, 100% акций которого принадлежит государству, ответили на такую критику по-своему - еще на 50% подняли стоимость билетов в фирменных поездах, идущих на юг, наплевав на публичные обещания. Мол, рынок диктует.
Рынок рынком, но простой анализ стоимости билетов показывает, что руководство РЖД (а именно оно устанавливает тарифы) вольно или невольно лоббирует интересы соседней Украины. Судите сами: стоимость проезда в купе из Петербурга до Феодосии или Одессы (1300-1500 руб. в течение лета) на поездах, не уступающих по качеству фирменным, нынешним летом была в два с лишним раза ниже, чем до Новороссийска или Адлера. И это было одной из главных причин, по которой многие предпочли отдыхать в Крыму и на других курортах Украины, а не на морском побережье в Краснодарском крае.
Миллиарды рублей ушли в карманы украинских воротил турбизнеса и частников, сдающих жилье и оказывающих услуги. А интересы России, скоординированная между всеми ведомствами государственная политика в этой сфере остались только на кончике языка чиновников.
|