Осенью эксперты ожидают очередного роста цен на бензин в РФ, который может продолжиться вплоть до ноября. Особенно заметно это будет на автозаправочных станциях Москвы и Петербурга
Еще в начале 2004 года о вероятности такой ситуации на топливном рынке предупреждали, например, специалисты Минсельхоза РФ. Аграрии даже обратились к Правительству РФ с просьбой либо сдержать рост цен до окончания уборки урожая, либо выделить фермерам дополнительные средства для компенсации растущих издержек. Иначе в дальнейшем, дескать, будет трудно сдержать рост цен на хлеб. Однако в Минэкономразвития РФ весной и летом 2004-го уверяли, что существенных скачков стоимости топлива не предвидится.
Тем не менее, как показывает анализ нефтерынка, предпосылки для накручивания цен на бензин имеются, в том числе в Петербурге. Начнем с того, что в городе сеть АЗС развита недостаточно, рынок контролирует узкий круг игроков, источники поставок топлива ограниченны. А оптовики нередко оказывают решающее значение при формировании розничных цен на бензин.
Впрочем, действуют и некоторые факторы, сдерживающие темпы дорожания топлива. В первую очередь это стремление нефтетрейдеров развивать в Петербурге свои розничные сети. В связи с этим, правда, возникает двойственная ситуация: с одной стороны - расширение конкуренции, а с другой - постоянные попытки переделить рынок в пользу одного из игроков. Иными словами, речь идет о его скрытой монополизации.
Вице-губернатор Михаил Осеевский недавно заявил, что хорошо понимает суть происходящего: основная предпосылка для повышения цен на бензин кроется в росте мировых цен на нефть. Нефтяные компании стремятся поднять цены на свою продукцию и на внутрироссийском рынке. Поэтому главное сейчас - не допускать монополизации регионального рынка нефтепродуктов и картельных сговоров по ценообразованию. Для этого должны быть обеспечены равные условия доступа к инфраструктуре рынка как небольшим топливным компаниям, так и вертикально интегрированным структурам.
Однако такая установка несколько расходится с основными положениями инвестиционной стратегии, которой придерживается правительство Петербурга. Речь идет о практике заключения им соглашений с крупными компаниями и предоставлении преференций стратегическим инвесторам. Такой статус в апреле 2004 года получило ОАО `НК `ЛУКОЙЛ`, которому власти обещали целевым образом передать 60 участков под строительство АЗС. После реализации этой программы `ЛУКОЙЛ` может занять господствующие позиции на рынке, если на торги не будут постоянно выставлять дополнительные пятна застройки. В первой половине 2004-го такие торги практически не проводили. Следовательно, возможности остальных нефтетрейдеров по развитию своего бизнеса оказываются ограниченными. Да и сама процедура участия в открытых торгах ставит их в неравное с `ЛУКОЙЛом` положение.
Правда, эта компания сразу же обещала расплачиваться за выделяемые участки и в дальнейшем платить акцизы в бюджет Петербурга, а также обязалась выделять на социальные проекты по $1 млн ежегодно. Кроме того, в конце декабря 2003 года правительство Петербурга подписало соглашение с ОАО `Газпром` на 5 лет, в котором предусматривалось выделить ему участки под строительство объектов. Аналогичные переговоры шли с ОАО `Славнефть`, `ТНК` и `Роснефть`. Однако такого уровня взаимопонимания, как с `ЛУКОЙЛом`, по-видимому, достигнуть не удалось, и в августе ГУ `Фонд имущества Санкт-Петербурга` до конца 2004 года поручили выставить на торги 25 участков для аренды под строительство АЗС.
В конце августа торги возобновились. Но уже сейчас видно, что участки на них будут поступать, скорее всего, по остаточному принципу: в правительстве Петербурга, проводя торги, одновременно пытаются стимулировать продолжающиеся переговоры для поиска других стратегических инвесторов. В частности, планы увеличения поставок нефти обсуждали при заключении соглашения между властями Петербурга и Тюменской области. Оно предусматривает сотрудничество по сохранению и восстановлению объектов культурного наследия. Стороны договорились о развитии торгово-экономических отношений, в том числе с `ТНК`, у которой есть соглашение с Тюменской областью о разделе продукции по 5 нефтяным месторождениям.
Пока дочерняя фирма `ТНК` (ООО `Магистраль`) располагает в Петербурге всего 5 АЗС. Однако она развивает проект по строительству морского терминала с грузооборотом в 12 млн тонн в год и строит АЗС в Ленобласти. Не исключено, что в перспективе будет бороться за петербургский рынок. Но только после 2006 года (на этот срок намечено ввести в строй нефтетерминал в Ленобласти) - сейчас `ТНК` нерационально распылять инвестиционные ресурсы. А потом можно будет поучаствовать и в конкурсах на строительство АЗС в Петербурге. И в `ТНК` могут рассчитывать на то, что в правительстве города на Неве будут согласно п. 3 нынешнего договора с Тюменской областью способствовать осуществлению поставок ее продукции.
Таким образом, в ближайшее время топливный рынок города будет развиваться в основном за счет инвестиций `ЛУКОЙЛа`, руководство которого в 2003 году обещало в перспективе довести долю ООО `ЛУКОЙЛ - Северо-Западнефтепродукт` до 30%. Однако в 2004 году это дочернее предприятие нефтяной компании занимало всего лишь 8,5% рынка (по другим источникам - 9%). После выполнения своей инвестиционной программы `ЛУКОЙЛ` с учетом ряда других подконтрольных ему АЗС способен выйти на намеченные рубежи и тем самым потеснить нынешнего лидера на петербургском рынке - ЗАО `ПТК` (27,5-29%).
Правда, `ЛУКОЙЛ - Северо-Западнефтепродукт` и `ПТК` - игроки разной весовой категории. Первый - дочерняя структура оптового поставщика, а вторая - всего лишь продавец нефтепродуктов, одной из основных задач которого при ее создании ставили снабжение горючим городских предприятий. Местные власти теоретически способны через `ПТК` регулировать цены на петербургском рынке, в том числе с помощью инструментов госзаказа. Это позволяет диверсифицировать риски резких скачков цен на топливо, заключая договоры с несколькими поставщиками нефтепродуктов.
Доминирование же `ЛУКОЙЛа`, наоборот, может послужить катализатором роста цен на бензин. На это, кстати, обращали внимание в `Нефтяном клубе Санкт-Петербурга` на очередном собрании совета директоров `Российского топливного союза`, которое в июне 2004 года прошло в Волгограде. В `Нефтяном клубе Санкт-Петербурга` указали главную причину повышения цен на топливо в городе - политику оптовиков, которые, по сути, выкручивают руки трейдерам. Последние для сохранения прежних оборотов вынуждены снижать уровень собственной маржи, сглаживая неоправданные и стихийные скачки цен на бензин у оптовиков. Аналогичная тенденция отмечалась и в других российских регионах. В связи с этим представители `Российского топливного союза` обратились в Федеральную антимонопольную службу и в Администрацию Президента РФ.
В правительстве Петербурга разделяют озабоченность трейдеров. И все же, по-видимому, не намерены чинить препятствия для развития АЗС `ЛУКОЙЛ`. Будут приняты меры для дальнейшей либерализации рынка. В будущий генплан внесут резервы земель для размещения АЗС. С их учетом будут отбирать участки для торгов. Намечено усилить контроль за качеством работы автозаправок. Наконец, в Комитете экономического развития, промышленной политики и торговли администрации Петербурга создана рабочая группа для подготовки предложений по совершенствованию системы госзаказа и нормативно-правовых актов.
СПРАВКА
В Петербурге около 260 АЗС. Ежегодный оборот крупнейших нефтяных компаний, среди которых - ЗАО `ПТК`, `Фаэтон`, `Несте СПб`, `Славнефть`, `ЛУКОЙЛ`, `Балт-Трейд`, оценивается в $400 млн
|