Прошлогоднюю `Балтийскую строительную неделю` (выставку BATIMAT) сравнивали с шоу для специалистов - настолько ярко и широко был представлен на ней строительный комплекс Петербурга. В этом году выставка проводится в обстановке ожидания перемен
Стало очевидным, что в городе на Неве используют технологии, вызывающие интерес и у строителей из других регионов страны. А современные методы строительства требуют и применения новых материалов, которые нередко приходится ввозить из-за рубежа. Вот почему российский рынок в целом и петербургский в частности привлекает все больше иностранных поставщиков, конкуренция между которыми год от года усиливается.
Особенно ощутимо это проявилось в секторе красок. На выставке BATIMAT-2003 предлагали, например, два десятка водостойких эмалей. География поставок - от Финляндии до США и Канады.
Или взять строительные сухие смеси. Видов смесей так много, что вот уже несколько лет их производители проводят в рамках выставки специализированные конференции `Батимикс`. Обилие предложений побуждает производителей смесей искать новые пути продвижения в торговые сети, совершенствовать качество продукции, менять рецептуру, вводя различные добавки. Основа продукции - российская: цемент и песок нерационально перевозить на большие расстояния, да и производят их практически в каждом регионе страны. А вот добавки выпускают в основном за рубежом.
Это объясняет интерес отечественных компаний к прямым контактам с иностранными фирмами. Однако климат в России такой, что строителям приходится придирчиво относиться к зарубежной продукции. Особенно тем, кто берет подряды на реставрацию старых зданий в историческом центре города. Поэтому все активнее проявляют себя российские ученые в профильных НИИ.
Прошлый год, судя по отзывам, выдался для участников выставки BATIMAT-2003 очень удачным: заключено рекордное число контрактов. И это неудивительно - строительный рынок был на подъеме. В 2004 году ситуация несколько иная: как показал опрос подрядчиков, летом ощущались временное похолодание и даже отток инвестиций. Надеялись, что рынок оживет ближе к осени.
Ожидание грядущих перемен наложило определенный отпечаток на подготовку BATIMAT-2004: участники выставки стремились сэкономить на расходах и получить от презентаций максимальные доходы.
По этой же причине близкие по профилю компании старались держаться вместе, чтобы привлечь как можно больше корпоративных клиентов и специалистов. Стремление воздействовать на четко отфильтрованную аудиторию определяло и характер рекламы, которая тяготела в основном к узкопрофессиональным изданиям, хотя известно, что круг их читателей давно сформировался и практически не расширяется. Между тем цикличность развития рынка требовала от строительных фирм выходить за рамки обычных контактов и стандартных решений.
Все это наложило отпечаток на характер подготовки к выставке: анализ эффективности последних выставок показывает, что блеск, шум и движение привлекают внимание к экспозициям не столько специалистов, сколько случайных посетителей, которые, скорее всего, для участников выставки партнерами по бизнесу не станут. Это помогает укрепить брэнд.
Но пока строительный рынок в РФ не столь хорошо развит, чтобы начинать соревнования торговых марок, как это делают на Западе. Многие строительные компании и предприятия, выпускающие стройматериалы, совсем недавно стали разрабатывать собственный стиль, заказывать спецодежду с фирменной символикой, красить бытовки и ограды стройплощадок в определенный цвет. Сегодня важнее обсудить накопившиеся проблемы и постараться предугадать дальнейшее развивитие рынка.
Оптимизация маркетинговых кампаний во многих строительных фирмах привела к тому, что с 2003 года на выставках BATIMAT отчетливо прослеживается тенденция к усилению функционального подхода: внимание сосредотачивается на сравнении товаров, их свойств, цен и условий поставок.
В Петербурге также ощущается интерес к элементам научного подхода к продвижению товаров и услуг на рынке. На это указывает, в частности, стремление обсуждать не только технологические и практические, но и методологические вопросы (девелоперство, пространственное планирование мегаполиса, механизмы кредитования и финансирования строительного цикла).
Это говорит о том, что строительный рынок Петербурга вступает в новый этап развития. Ощущается потребность в интеграции. Ведь резервы для экстенсивного роста в городе исчерпываются. Зарождается необходимость комплексного развития территорий. Нужна концентрация инвестиций и производственных, административных, законодательных ресурсов. Это, как ожидается, придаст дополнительное ускорение строительному рынку Петербурга. |