Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Многоликие бизнес-школы - ЭиВ N 35 (522)
ОБРАЗОВАНИЕ
Многоликие бизнес-школы
No. 35 (522) 13.09.2004
Владимир ХОЗИКОВ
Рынок образования для управленцев с каждым годом становится все разнообразнее
После того как решение учиться на `мастера управления` принято, основной вопрос, который приходится решать, - какую программу, российскую или зарубежную, выбрать. На сегодня в Петербурге можно найти самые разные программы МВА. Рынок на фоне растущего спроса делится по секторам, и каждая школа, что неудивительно, считает свое предложение в чем-то уникальным, дающим определенное преимущество перед конкурентами



Русский с акцентом

Программы МВА делят на международные, окончание которых дает диплом одного из западных вузов, российские и смешанные. Первыми на отечественном рынке появились иностранные бизнес-школы. Русский МВА - явление относительно новое. Тем не менее большинство ведущих участников рынка сегодня дают возможность поучиться на обеих программах и получить два документа, отечественный и заграничный.

- На тот момент, когда проводился российский эксперимент по государственному стандарту МВА, мы не видели смысла участвовать в нем, поскольку сами выдавали авторитетный шведский диплом, - рассказывает исполнительный директор центра международных программ Международного банковского института Татьяна Лебедева. - Но, когда был принят российский стандарт, ситуация на рынке изменилась. Мы поняли, что в рамках шведской программы нам уже тесно, к тому же появилась реальная потребность в специалистах, ориентирующихся не только в западной, но и в российской практике управления. Поэтому уже несколько лет мы предлагаем обучение в нескольких форматах: западном, российском и смешанном. Впрочем, большинство специалистов уверены, что чисто западные курсы МВА с российского рынка не уйдут. Спрос обеспечит формирующийся в России круг `международных специалистов`, людей, которые работают по всему миру. `Я не могу сказать, в какой стране окажусь лет через пять, поэтому российский диплом мне в принципе не нужен. Требуется документ, который будет узнаваем везде`. Так говорят они.

Но даже и те, кто работает в России, считают возможным на практике использовать знания, полученные в рамках международных бизнес-курсов.

- Это можно сравнить с ездой на машине, - поясняет Елена Гришина. - Если у вас есть права, то можно водить и `мерседес`, и `фольксваген` и `запорожец`, просто в последнем случае удовольствия от процесса не будет. Так же и в применении деловых знаний.



Цена относительна

- Государственный стандарт, или, точнее, право ряда бизнес-школ выдавать государственные дипломы МВА, уже стал рыночным фактором. Тем не менее на стоимость обучения влияет скорее позиционирование той или иной программы. Условно я бы разделил их на два ценовых сегмента: высокий, в котором за обучение приходится платить более

$8 тыс., и низкий, где цены, соответственно, менее $8 тыс., - поясняет директор `Открытой школы бизнеса` Сергей Федоров. - В высоком ценовом сегменте работают пять представленных в Петербурге бизнес-школ, и одна из них государственных дипломов МВА не выдает. Тем не менее спрос, причем неплохой и постоянный, на ее услуги есть. И еще, опять же в этой пятерке, есть несколько вузов, в которых себестоимость программ МВА гораздо ниже той цены, которую платят обучающиеся. Но позиция, которую программа занимает на рынке, позволяет держать столь высокую плату. Это общемировая тенденция: имиджевый фактор играет огромную роль в определении конечной стоимости обучения в той или иной бизнес-школе. При этом какой-либо методики оценки результатов пройденного обучения не существует в принципе. Кстати, в этом одна из главных причин, почему нельзя просчитать реальную стоимость программы МВА.

Огромное значение для престижа бизнес-школы и, соответственно, стоимости ее услуг имеет не только преподавательский состав, но и имена слушателей. Иногда, к примеру, потенциальному участнику программы в качестве одного из аргументов показывают список тех, с кем он мог бы учиться. Оказаться в одной аудитории с успешными людьми - это и вопрос престижа, и возможность завязать знакомства на будущее.

- МВА, как метко выразился один из выпускников нашей бизнес-школы, это интеллектуальный наркотик, он затягивает. Прежде всего, значение имеет складывающийся круг общения. В других условиях такого не найдешь, - поясняет генеральный директор компании `Ваш дом` Наталья Удачина.



Марафон для занятых

Нередко на предпочтения слушателей программ МВА влияет график обучения. Стандартная схема - очно-заочная, с ограниченным количеством аудиторных часов. В поисках оптимального варианта бизнес-школам приходится, с одной стороны, ориентироваться на много работающих людей, с другой - не отходить от мировой практики, предусматривающей, что знания в рамках `мастерских` программ передаются главным образом в ходе общения. Исключения из этого правила редки.

- В Петербурге мы заняли нишу качественного бизнес-образования, не требующего больших затрат времени на аудиторные занятия. В определенном смысле это уникальный продукт. Открытый университет Великобритании, программу которого мы предлагаем, работал над созданием дистанционного курса МВА

15 лет, прежде чем выйти с ним на рынок.

Эта технология рассчитана на людей, готовых воспринимать максимум информации из книг, а не на слух, как это делается в абсолютном большинстве бизнес-школ. Кстати, если судить по статистике отсева, то такая технология не является главным препятствием для обучения. В среднем около 20% наших слушателей до конца курса не доходят, так вот, лишь 5% из них делают это из-за неприятия нашей методики. Остальные 15% прекращают заниматься из-за того, что просто не могут найти достаточно свободного времени, - поясняет Сергей Федоров.



Жизненное пространство

По оценкам специалистов, стоимость вывода на рынок новой программы МВА постоянно растет. Сегодня, по некоторым данным, это стоит примерно вдвое дороже, чем 3-5 лет назад. А поскольку одним из важнейших факторов успеха в образовательном бизнесе является репутация, то период становления новичка на рынке займет, как минимум,

4-5 лет, пока удастся сделать два первых выпуска, и информация распространится в деловом сообществе.

Но пространство для роста, причем значительное, все равно остается. Так, есть еще одна тенденция, которую подмечают аналитики, - в России формируется специфический рынок программ МВА для топ-менеджеров. Разумеется, пока речь может идти не о всей стране, а лишь о двух крупнейших городах, но так уж повелось, что практически все новое зарождается и утверждается именно здесь.

- Разделение программ МВА на те, что предназначены молодым амбициозным специалистам, и на те, которые проходят уже состоявшиеся руководители, необходимо, - говорит директор программ МВА Санкт-Петербургского международного института менеджмента Елена Бондаревская. - Пока же президентам компаний приходится сидеть в аудитории с менеджерами среднего звена. Последние от общения, естественно, выигрывают больше.

- Основные направления развития российской системы МВА будут определяться деловым сообществом. Важно вовремя обнаружить, что потребности бизнеса меняются, и внести необходимые коррективы в программы МВА, - считает руководитель программы МВА Северо-Западного филиала Международного университета в Санкт-Петербурге Федор Соков.

Другие материалы рубрики
ОБРАЗОВАНИЕ
11.02.08Затраты на подготовку кадров растут
11.02.08В `Сколково` подвели итоги
17.09.07Законодательную базу реформы нужно укреплять
17.09.07Магистры должны возвращаться
20.08.0718 российских вузов ждут латышей
20.08.07Они станут первыми
20.08.07`Двухуровневая система образования необходима...`
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru