В Сосновом Бору и Кингисеппском районе Ленинградской области более тысячи выпускников приняли участие в эксперименте по единому государственному экзамену. Русский язык, биология, физика и история были выбраны как предметы, по которым предоставляется возможность проверить свои знания не обычным способом, а при помощи компьютерного тестирования. Состоялся и пробный экзамен по русскому языку - выпускники тренировались писать ответы на замысловатые вопросы и оформлять свои работы
По оценке комитета образования правительства области, новая форма проверки знаний на выходе из школы не должна снизить результаты подготовки учащихся. Но многое пока требует доработки - прежде всего, на федеральном уровне.
Тем не менее единый госэкзамен при всем к нему неоднозначном отношении внедряется в образовательный процесс. Именно поэтому в области и решили принять участие в эксперименте. Вместе с тем при его проведении соблюдался принцип добровольности: если ученик хотел писать обычное сочинение, ему не имели права отказать.
Что же показал эксперимент в Ленинградской области? Техническая готовность всех служб оказалась на высоком уровне. Сбоев не было, и задержки в получении оценок предварительных экзаменов возникали разве что из-за того, что первые два задания ЕГЭ (из трех) по русскому языку проверяли в Москве специалисты федерального агентства по образованию. Туда высылали отсканированные работы учеников.
Надо сказать, что специально для проведения единого госэкзамена правительство области выделило 2,3 млн руб. на прокладку оптоволоконной связи, были приобретены компьютеры. Принятые меры позволили заодно и улучшить связь школ с внешним миром через Интернет. В Лисьем Носу, к примеру, на базе центра одаренных детей был создан специальный штаб проведения ЕГЭ в Ленинградской области, где трудились специалисты. Подтверждая принцип максимальной открытости, областной комитет по образованию ввел телефонную `горячую линию` по вопросам ЕГЭ.
Итак, итоги ЕГЭ подведены. Они показали, что своим правом учащиеся воспользовались весьма избирательно. На участие в ЕГЭ по русскому языку, результаты которого засчитывались в большинстве вузов и средних учебных заведениях Петербурга и области, подали заявки 87% выпускников школ Соснового Бора и Кингисеппского района. А вот история, физика и биология остались почти невостребованными.
Впрочем, результаты областных ребят, участвовавших в эксперименте, оказались вполне успешными. Вот что рассказал ведущий специалист комитета общего и профессионального образования Евгений Травин:
- Ленинградская область вошла в десятку лучших регионов России (а среди вновь участвовавших в ЕГЭ регионов - в первую тройку) по русскому языку. Оценки наших выпускников с точностью до процента совпали с оценками петербургских школьников: 60,98% положительных оценок - у выпускников школ области, 61,2% - города. Это лишает оснований все разговоры о провинционализме ленинградских абитуриентов, позволяет еще раз продемонстрировать профессионализм областных учителей и эффективность областной системы общего образования. Кстати, все сосновоборские и кингисеппские медалисты подтвердили уровень своих знаний на ЕГЭ.
Полученный областным комитетом образования, региональным центром ЕГЭ, учителями школ опыт подтверждает эффективность данной формы экзамена. Абсолютное большинство участников эксперимента (и ученики, и педагоги, и родители) выразили удовлетворение реализованной идеей совмещения выпускного и вступительного экзамена, что позволило облегчить абитуриентам поступление в вузы. Достаточно сказать, что в государственную экзаменационную комиссию Ленинградской области за весь период экзамена поступила только одна апелляция.
Конечно, наряду с преимуществами экспериментальный экзамен имел и определенные недостатки. В первую очередь - его финансовая составляющая. Так, если стоимость одного человеко-экзамена в обычной форме равна 100-150 руб., то средние текущие затраты на ЕГЭ составили не менее 200-250 руб. При планируемом в Министерстве образования и науки переходе на тотальный ЕГЭ по всем школьным предметам областной образовательный бюджет вынужден будет `утяжелиться` на 10-15 млн!
Однако, как считают в областном комитете образования, финансовый резерв, который может дать переход на ЕГЭ, достаточен. Переход к компьютерным технологиям позволит, например, отказаться от закупки расходных материалов. Всеобщее включение вузов в процесс проведения ЕГЭ сэкономит средства на вступительные экзамены, а система электронного конкурса и зачисления через Интернет снизит транспортные расходы абитуриентов. Камнем преткновения остается лишь вечная нехватка инвестиций в образование. На федеральном уровне давно пора понять, что вкладывать средства в эту сферу надо сегодня, а отдача от этого будет только уже в следующем поколении.
|