Год назад в России завершился эксперимент, целью которого было урегулирование отношений между новой для нашей страны системой бизнес-образования и государством. Процесс, начавшийся в 1999 году, занял более трех лет и в итоге, как считают наблюдатели, завершился успешно: были приняты государственные требования к подготовке управленцев высшей квалификации по программам `Мастер делового администрирования` (МВА). Таким образом, международная система подготовки менеджеров как бы получила официальное признание
Реформа с задержкой
Напомним, что государственные требования к программам МВА, тестировавшиеся в ходе эксперимента, были разработаны Российской ассоциацией бизнес-образования (РАБО) и утверждены бывшим министром образования Владимиром Филипповым еще в конце 1999 года. Данные требования предусматривают соблюдения ряда условий, учитывающих, как подчеркивают специалисты Минобра, российские особенности подготовки управленцев. Во-первых, устанавливается минимально допустимый объем аудиторных занятий - 1000 часов, а также количество выполняемых работ - три курсовые и одна дипломная. Во-вторых, жестко определен набор дисциплин, изучение которых необходимо, в том числе основы экономической теории, финансы и бухгалтерский учет, общий и стратегический менеджмент, управление производством, и ряд других.
В-третьих, предусмотрена возможность выбора слушателем не менее 30% курсов. В-четвертых, требуется, чтобы не менее половины преподавателей, участвующих в программе МВА, имели ученую степень и, как минимум, 5-летний стаж научно-преподавательской работы. Особое требование: основная часть занятий должна проводиться в малых группах.
Соответствие участников эксперимента этим требованиям удостоверялось аккредитацией Минобразования и РАБО, которую проходили отделения по подготовке `мастеров делового администрирования`. Аккредитация давала вузам право выдавать дипломы государственного образца.
Следующим шагом после формального завершения эксперимента должно было стать упорядочение отечественного рынка бизнес-образования в соответствии с новыми условиями. К моменту завершения эксперимента в стране насчитывалось уже более сотни государственных и частных вузов, которые предлагали обучение по различным программам МВА, и далеко не все из них соответствовали новым требованиям.
Однако весной грянула смена правительства, сопровождавшаяся очередной реорганизацией Министерства образования, и процесс застопорился. 31 мая даже прекратил полномочия Федеральный совет при Минобре, который как раз занимался вопросами бизнес-образования. Невольно складывалось впечатление, что с большим трудом достигнутые результаты будут похоронены и процесс придется начинать заново. Но в РАБО с такой оценкой не согласны. Как заявил недавно президент Ассоциации Леонид Евенко, работа по созданию российской системы бизнес-образования была лишь приостановлена, и уже в начале сентября все принятые ранее условия вступят в силу.
Все путем. Болонским
В ближайшее время, как полагают специалисты, российскую систему бизнес-образования, в том числе и подготовку по программам МВА, ждут новые перемены, связанные со стремлением страны присоединиться к Болонскому процессу - единому образовательному пространству Европы. Это, в свою очередь, предполагает, что России придется пересматривать ряд своих норм и стандартов, приводя их в соответствие с западными аналогами.
Международные правила диктуют ряд определенных формальностей, которые, в частности, неизбежно потребуют от российских бизнес-школ преодоления `болезней роста` нового направления. Пока, например, анализ опыта российских вузов, предлагающих программы МВА, показывает, что наши слушатели предпочитают обучаться по вечерней и даже очно-заочной форме, в то время как за рубежом практикуется дневное бизнес-образование. Такова естественная реакция на запросы рынка, ибо отечественные `мастера администрирования`, как правило, не имеют возможности на полтора-два года оставить свой бизнес или работу, чтобы всецело отдаться приобретению новых знаний. Другая чисто российская особенность - весьма относительная разборчивость вузов при приеме обучающихся на программы МВА. Как правило, для этого требуется отвечать лишь двум базовым условиям - иметь любое высшее образование и достаточно денег, чтобы оплатить курс. Между тем многие специалисты считают, что для успешного прохождения `мастерской` программы необходимо базовое экономическое образование, на это, в частности, ориентированы зарубежные учебные планы. Показательна, к примеру, программа Открытого университета Великобритании, которая стартовала в Петербурге в 1992 году (МВА - с 1998 года). Она построена по принципу `матрешки` - обучение разбито на три этапа: год надо заниматься по программе подготовки менеджеров, что дает возможность получить профессиональный сертификат, по итогам двух лет выдается профессиональный диплом по менеджменту, и только следующие два года отводятся на программу МВА. К слову, в начале сентября в петербургской Открытой школе бизнеса, которая проводит обучение по программе Открытого университета Великобритании, состоится очередной выпуск: сертификаты менеджеров получат 60 человек, дипломы менеджеров - 20, а дипломы выпускников программы МВА - 3. Согласитесь, эти цифры могут сказать о многом.
Трамплин, а не самоцель
Тем временем, по данным Ассоциации школ бизнеса Центральной и Восточной Европы (СЕЕМАN), число слушателей программ МВА в России неуклонно возрастает. При этом уже налицо типичное для Запада разделение рынка бизнес-образования: есть 5-6% лидирующих вузов, которые формируют своеобразную `элиту`, а остальные вынуждены довольствоваться ролью общей массы, которая привлекает учеников, главным образом, за счет невысоких цен. При этом распределение лидирующих бизнес-школ в нашей стране исключительно неравномерно: около 80% находится в Москве, 10% - в Санкт-Петербурге, оставшиеся 10% - в других регионах.
По-прежнему очевиден и общий прирост рынка бизнес-образования. Так, по итогам конкурса 2004 года в высшие учебные заведения Петербурга в десятке лидеров оказалось сразу два экономических вуза: на втором месте - Государственная академия сервиса и экономики (9,42 человека на место), на четвертом - Государственный инженерно-экономический университет (6,45 человека на место). Примечательно, что самого престижного вуза - Государственного университета экономики и финансов в числе передовиков нет.
Практика, однако, свидетельствует о том, что говорить о какой-либо определенной зависимости между наличием престижного диплома и заметным увеличением жалованья оснований нет. При том, что соответствующее требование к соискателям вакантных должностей встречается все чаще. Но, как подмечают работники многих вузов, экономическое образование в последние годы все больше становится не самоцелью, а лишь одной из ступенек в карьере, и за получением диплома нередко следует перемена места работы в поисках повышения.
|