Как следует из данных российской Ассоциации консультантов по подбору персонала (АКПП), рынок кадрового консалтинга начал заметно прирастать за счет региональных компаний
Сегодня в России действует около тысячи фирм, специализирующихся на подборе персонала. До четверти из них работает в Москве, порядка 150 - в Санкт-Петербурге. Каждый из региональных центров-`миллионеров` располагает, как минимум, тридцатью кадровыми агентствами, и еще в нескольких десятках крупных городов есть по нескольку (до 10) компаний, оказывающих эти услуги.
В 2003 году, так же по информации АКПП, российские компании оказали услуг по кадровому консалтингу на $100 млн, каждый пятый из которых приходился на долю региональных компаний. За последние годы рост рынка стабильно составляет 20-25%.
У роста и спада причины одинаковые
Впечатляющие темпы роста объясняются тремя причинами. Во-первых - общим экономическим подъемом, во-вторых - кадровым голодом (сказываются существенные провалы 1990-х, когда молодежь предпочитала зарабатывать, а не учиться), в-третьих - очевидным стремлением многих компаний сосредоточиться на своей профильной деятельности, передав всю сопутствующую работу `оффшорным` фирмам. Наконец, существенную роль играет быстро развивающаяся специализация в самых разных отраслях, когда повышенным спросом пользуются не просто образованные и опытные специалисты, но еще и обладающие специальными знаниями в той или иной области.
Последнее обстоятельство, кстати, одновременно и тормозит развитие бизнеса. Многие руководители считают, что профессиональные `кадровики` недостаточно глубоко знакомы с отраслевой спецификой, поэтому просто не в состоянии определить, насколько тот или иной кандидат подходит для предлагаемой вакансии. Как следствие - значительная часть потенциальных клиентов рекрутинговых фирм до сих пор старается подбирать сотрудников собственными силами. А знатоки кадрового рынка с уверенностью говорят, что ближайшее будущее - за кадровыми консультантами, которые не просто собирают базы данных по вакансиям и специалистам, а потом продают информацию заинтересованным сторонам, но и глубоко разбираются в запросах тех или иных отраслей, более того, умеют просчитывать ситуацию на несколько ходов вперед.
Уже сейчас можно утверждать, что специализация становится ведущей тенденцией на рынке кадрового консалтинга. Универсальные предложения, которыми рекрутеры козыряли еще несколько лет назад, сегодня вызывают, прежде всего, подозрения. Как говорят, если кадровое агентство берется за любую работу, это на самом деле значит, что ее руководство не может определиться, что именно они могут делать хорошо. Первыми поисками ниш озаботились малые фирмы, для которых поиск специфических рынков стал главным условием выживания. Но следом потянулись и более крупные игроки, точнее говоря, к этим переменам их все активнее начали подталкивать клиенты.
На разных языках
До сих пор кадровый рынок страдает от знакомой большинству деловых людей России путаницы в базовых понятиях, прямым следствием которой становится непонимание между поставщиками услуг и их клиентами. Между тем `словесная иерархия`, если следовать мировой практике бизнеса, имеет адекватное выражение в стоимости. Так, на нижней ступеньке стоит массовый рекрутинг: подбор персонала на типовые позиции, когда главное - в сжатые сроки отыскать необходимое количество нужных `рук, ног и голов`.
Следующая ступень - так называемый executive search, или работа с уникальными специалистами для руководящих постов, которых даже в масштабах всей страны зачастую можно пересчитать по пальцам. Бытует мнение, что в России полноценный рынок таких услуг существует только в Москве; другие крупные города, в том числе и Санкт-Петербург, пока не располагают ни достаточным количеством вакансий, ни адекватным числом профессионалов. Наконец, высший пилотаж - это и есть кадровый консалтинг, когда фирма может не просто искать работников по заявкам клиентов, но и самостоятельно оценивать потребности компаний в специалистах, формулировать рекомендации и самостоятельно же их исполнять.
Тем не менее соблазн называть модным словом `консалтинг` любые услуги по подбору персонала весьма велик. Тем более что за словами, как уже сказано, скрываются веские основания повысить стоимость проделанной работы. В результате немалая доля работодателей сохраняет не самые лучшие впечатления от контактов с кадровыми компаниями и по мере возможностей старается обходиться собственными силами.
Причина, как полагают участники рынка, - в стремлении многих кадровых фирм добиваться своего `не умением, а числом`. Поскольку оплата услуг большинства рекрутеров производится на основе количества найденных работников, а не размеров зарплаты найденного специалиста (последнее практикуется в основном при работе с вакансиями топ-менеджеров), фирмы заинтересованы, прежде всего, в количестве, а не в качестве. Изменить ситуацию способно только повышение требовательности клиентов, что уже происходит, и, скорее всего, будет продолжаться. |