Летом, как всегда, операторы сотовых сетей вели битву за абонентов, стремящихся выгадать на тарифных планах. Для этого были пущены в ход разные рекламные мифы
Что в пакете?
Как показывают исследования, в Петербурге, например, остался еще резерв из числа `немобилизованных` в двух секторах - пожилые женщины и домохозяйки. Не случайно часть рекламных акций компаний рассчитана именно на них. Однако больше всего операторы стараются воздействовать на тех клиентов, которые стремятся получить льготы, и за ними готовы кочевать от одной компании к другой. При этом нередко, поскольку операторов немного, ряд клиентов на всякий случай резервирует за собой старый номер, оставив на своем счете небольшую сумму. Это приводит к появлению мобильных `мертвых душ`.
В результате операторы вынуждены обращаться в Федеральное агентство связи (ФАС) за выделением им все новых номеров. Всего нуждающихся - более полусотни, включая ряд компаний фиксированной связи. Одним из первых в очереди оказался `ВымпелКом`, который получил 4 млн номеров в федеральном коде `906` в 4 регионах, включая Северо-Запад (по другим данным, в РФ компании предоставляется дополнительно 10 млн номеров). Емкость сети `ВымпелКома` стала истощаться уже в апреле 2004 года: ФАС выделил ему 18 млн федеральных номеров с кодами `903` и `905`, которых могло не хватить уже осенью.
Тарифы и услуги
`МегаФон`, как обычно, скорее делает вид, что снижает цены на услуги связи, и соблазняет клиентов новыми услугами. В частности, в Петербурге компания расширила с двух до семи количество точек доступа к услуге Wi-Fi (беспроводной Интернет), которая пока работает в тестовом режиме.
В Архангельской, Вологодской, Калининградской, Мурманской, Новгородской, Псковской областях и в Карелии `МегаФон` ввел тариф `Онлайн.ru`, открывающий абонентам доступ к технологиям GPRS, MMS и SMS, а также отменил абонентскую плату за пользование услугой `Мобильный фаворит` до 31 октября 2004 года. Снижать цены на Северо-Западе компания, по-видимому, не в состоянии из-за солидных расходов на продвижение в 5 еще не освоенных ею субъектах РФ.
`МегаФон` вынужден быть прижимистым. А вот в Tele2 могут позволить себе предлагать абонентам в Петербурге самые низкие цены на связь. Дело в том, что ее сеть по уровню технической оснащенности можно считать работающей едва ли не в тестовом режиме. В компании планируют улучшать качество лишь по мере формирования устойчивого спроса на свои услуги. И такая практика приносит доходы: консолидированная прибыль Tele2 во II квартале 2004 года превысила 367 млн евро.
Недавно в Tele2 и компании, контролирующей сеть салонов мобильной связи `Связар`, произошли кадровые рокировки, в результате которых ожидается усиление активности оператора сотовой связи по охвату населения в первую очередь в Петербурге и Ленобласти. Чем больше у Tele2 будет абонентов, тем быстрее она подтянет качество сервиса и соответственно цены. Пока же стратегия Tele2 будет вынуждать других сотовых операторов держать расценки в `разумных` границах.
Не случайно, например, в МТС предоставили в конце лета клиентам новые скидки. Расширяется, правда, и спектр услуг. Скажем, в Петербурге и Ленобласти в МТС реализуется в опытно-коммерческом режиме доступ для создания корпоративных GPRS-сетей.
В Северо-Западном филиале ОАО `МегаФон` такую услугу продает еще с 2003 года. Но ею воспользовались пока всего 5 фирм. Осенью планируют выйти в Петербурге с корпоративным GPRS-сервисом и в `ВымпелКоме`. В городе, по исследованиям, насчитывается не менее 5 тыс. предприятий, которые могут стать потенциальными потребителями подобной услуги. Тогда объем продаж составит около $1 млн в год. Однако пока даже в Москве, по неофициальным данным, число корпоративных GPRS-заказчиков не более 60.
Дело в том, что сервис GSM-операторов по карману только средним компаниям. Лишь часть малых фирм находит средства для подключения к корпоративной сети `Скайлинка`, работающей в стандарте CDMA-450 (ее тарифы выгоднее). Этот сотовый оператор, напомним, делает ставку на начальном этапе развития не столько на голосовую связь, сколько на скоростной мобильный Интернет. Лишь после расширения своего присутствия в российских регионах он возьмется за привлечение малоговорящих клиентов.
MMS-бум
Назойливая реклама слать фотографии друг другу через `мобильники` приносит первые плоды. В `ВымпелКоме` летом отмечен почти четырехкратный рост активных пользователей MMS. А всего доля MMS-сервиса от всей абонентской базы оператора достигла 2% (более 300 тыс. человек). А услугами MMS, GPRS или WAP пользуются 500 тыс. абонентов `ВымпелКома` в 60 субъектах РФ.
У `МегаФона` MMS-сервис только в Москве и Петербурге, поэтому им пользуются пока немногие. Правда, в городе на Неве, по данным компании, услуга популярна примерно у половины приверженцев GPRS-сервиса, которые составляют 10% абонентской базы. Однако активных пользователей MMS-сервиса мало, хотя летом их количество выросло на 40%, а интенсивность трафика с начала года удвоилась. А вот в МТС эта услуга в зачаточном состоянии.
Вероятнее всего, спрос MMS-сообщения ограничен слабыми возможностями сотовых телефонов, а также нестыковками их программного обеспечения с некоторыми компьютерами. И все же эксперты предсказывают, что через год количество пользователей MMS вырастет на 40%.
Однако все GSM-операторы продолжают готовиться к внедрению сотовой связи третьего поколения (3G), которая позволит прокачивать в эфире солидные базы данных. В частности, в `ВымпелКоме` протестировали технологию EDGE и зафиксировали в Воронеже при испытаниях максимальную скорость Интернет-прокачки 116 кбит/с.
Аналогичные планы строят и в `МегаФоне`. Кстати, за поставки оборудования для сети 3G в России сейчас соперничают международные компании Alcatel и Siemens. Однако выбирать поставщиков будут не столько сами операторы, сколько представители Минсвязи РФ: ведь технологию EDGE предстоит внедрять во всей системе электросвязи России. Ожидается, что решение московские чиновники примут осенью 2004-го.
|