Транспортная инфраструктура Петербурга медленнее, чем хотелось бы, но развивается. Причем не только за счет бюджетных средств. Все больше появляется частных инвесторов. Правда, пока они ограничиваются локальными проектами. В первую очередь покупают железнодорожные вагоны.
Ряд фирм вкладывает средства в строительство портов: например, на причалах острова Котлин с лета 2002 года развивает грузоперевалку ООО `Моби Дик`, а вслед за ним взялась строить терминалы компания `Контейнер-шип`. Готовятся к сооружению нового порта в Ломоносове.
Близость к морским причалам, от которых начинаются пути в Европу, стимулирует создание производств, использующих импортное сырье и импортные комплектующие. Это же привлекает в Петербург оптовиков. В частности, значительная часть фруктового импорта в РФ идет через Петербург. Город - не только `пивная`, но и `фруктовая` столица.
Заметим, что петербургские компании осуществляют комплексный сервис: сами перевозят фрукты, сами торгуют в российских регионах, сами хранят продукцию, а недавно стали обзаводиться и собственными плантациями в тропических и субтропических странах.
По подсчетам информационно-аналитической компании `Дорн`, автотранспортом в порт Санкт-Петербург поступает не менее 18-22 млн тонн грузов в год, что, как минимум, в 7 раз больше, чем следует в направлении финской границы. И само по себе строительство кольцевой автодороги вокруг города проблемы разгрузки проезжей части не решает: КАД выводит на окраину только транзит. Между тем значительные грузопотоки формируются внутри мегаполиса.
Поэтому сооружение КАД должно стимулировать вынос всех складов и терминалов за пределы районов плотной застройки. Там должны обрабатывать автопоезда, а потом развозить грузы по городу на малых грузовиках. Именно так организуют логистические цепочки в крупных городах на Западе. И готовиться к этому нужно именно сейчас, намечая зоны, где будут появляться крупные перевалочные узлы для сопутствующих транспортировкам услуг: хранения, упаковки, комплектации, маркировки товаров и сборки изделий из них.
Фактически речь идет о создании инфраструктуры для появления дистрибутивных центров крупнейших национальных и транснациональных корпораций и торговых сетей.
В Петербурге ведется строительство новых терминалов в Шушарах, на `Парнасе` и в Осиновой Роще. Но их явно недостаточно для оптимизации транспортных потоков. При нынешних темпах автомобилизации, как заметил на одной из пресс-конференций вице-губернатор Александр Вахмистров, в ближайшие годы многие предприятия, расположенные в центре, столкнутся с проблемой вывоза своей продукции: вереницам грузовиков будет просто не развернуться на улицах.
Об этой проблеме в Смольном говорят в течение двух последних лет. Однако земельные участки для сооружения перевалочно-складских комплексов до сих пор даже не намечены. Власти, вероятно, ждут, что эти работы профинансируют потенциальные инвесторы. Однако чиновники забывают, что транзитные грузопотоки тяготеют не только к крупным транспортным узлам, но и к крупнейшим рынкам сбыта. В первую очередь - к Московскому региону.
А там начинается складской бум. Первый крупный проект осуществляют международная строительная компания Bouygues и агрофирма `Белая дача`: речь идет о создании хранилища `ЛогоПарк` площадью 280 тыс. кв. метров и стоимостью $230 млн.
Оборот Bouygues Construction в 2003 году оценивался в 5 млрд евро, включая строительство во Франции системы логистических парков общей площадью 1,5 млн кв. метров. Это первый пример участия международного девелопера такого уровня в строительстве складского комплекса в РФ. Крупный склад создает и компания `РосЕвроДевелопмент` площадью 80 тыс. кв. метров. Оперировать им будет Национальная логистическая компания `Химки`, которая планирует начать работу в сентябре 2004 года. А в компании Hines выбирают участок под комплекс площадью не менее 100 тыс. кв. метров. С него планируется начать создание системы складов в России.
Впрочем, не исключено, что в Ленобласти власти окажутся расторопнее, чем в Петербурге. Стоило только появиться сведениям, что за пределами города вдоль КАД выделят, по крайней мере, пять зон под складское хозяйство (три - в районе Кудрово и две около Бугров), как в комитете по архитектуре и градостроительству Ленобласти появились две заявки от потенциальных инвесторов. В первую очередь привлекают участки на севере Восточного полукольца для обслуживания грузопотоков в Финляндию. На юге КАД зонирование начнут не ранее 2005 года.
|