Осенью 2004 года ОАО `Мурманское морское пароходство` (`ММП`) ожидает очередная проверка Счетной палаты РФ финансово-хозяйственной деятельности и эффективности использования федеральной собственности
В мае аудиторы вскрыли целый ряд недостатков, из-за чего разгорелся конфликт, который пытаются теперь погасить с помощью расширенной группы специалистов, в которую входит более 30 человек: от Минэкономразвития и Минтранса РФ, Федеральной службы по тарифам, Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, крупных пользователей услуг ледокольной проводки, представителей профсоюзов, а также, разумеется, `ММП` и Счетной палаты РФ.
Рождается очередной прецедент попытки ввести частную компанию в фарватер госполитики. Напомним, что уязвимое место всех северных портов - ледокольное обеспечение. Во всем мире основные затраты на содержание ледокольного флота прямо или косвенно ложатся на бюджет государства, иначе северные порты теряют конкурентоспособность на мировом рынке. Только у российского государства денег на это, как всегда, не хватает. Поэтому изыскиваются способы изъять дополнительные ресурсы. Один из них - получить больше доходов от сдачи в аренду госимущества.
Не случайно в мае 2004 года представители Счетной палаты РФ проверили, как в `ММП` используют ледокольный флот балансовой стоимостью 9,3 млрд руб., переданный ему в 1998 году в управление. По мнению контролеров, суда использовали неэффективно. Пароходство заподозрили в том, что оно за счет оплаты услуг по использованию федеральной собственности фактически кредитовало свои программы развития, чем нанесло ущерб государству. Кроме того, ледоколы иногда использовались не по целевому назначению.
С этими и другими обвинениями в `ММП` не согласились. Поддержал пароходство и губернатор Мурманской области Юрий Евдокимов, который заявил, что доверительное управление не мешает морякам обеспечивать `нормальное функционирование трассы Севморпути`, а следовательно, соблюдаются и интересы государства. Он упрекнул федеральные структуры в несвоевременном и неполном перечислении средств на содержание атомоходов из федерального бюджета. Не согласился губернатор с тем, что областное КУГИ не имело права заключать договоры с `ММП`, ссылаясь на постановление Правительства РФ N 718 от 19.06.94.
Было поставлено под сомнение обвинение Счетной палаты РФ в нецелевом использовании средств моряками: ведь работу ледоколов нельзя рассматривать в отрыве от береговой инфраструктуры. Сложился единый транспортно-технологический комплекс, который за 40 лет обеспечивает безаварийную эксплуатацию атомного ледокольного флота.
Однако областную администрацию не поддержали эксперты Минэкономразвития РФ. Они видят в конфликте угрозу безопасности страны: в нынешних условиях `ММП` - монополист в сфере обслуживания атомного ледокольного флота, способный диктовать условия грузоперевозок на Севере. Это создает неравные условия для развития субъектов РФ на Севере.
В итоге Минтрансу РФ поручили рассмотреть два варианта решения проблемы: первый - изъять госимущество и передать его для управления ФГУП `Севморпуть`, второй - сохранить прежнюю систему доверительного управления ледоколами с поправками в пользу государства. На совещании в Минтрансе РФ 13 августа замдиректора департамента госполитики в области железнодорожного, морского и речного транспорта Андрей Лаврищев предложил остановиться на втором варианте.
Министр транспорта РФ Игорь Левитин настаивал на расторжении старого договора о доверительном управлении, заключенного `ММП` с КУГИ Мурманской области в 1998 году, и на заключении нового контракта с Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом (областная структура не должна распоряжаться федеральным имуществом), а также договора с Федеральным агентством морского и речного транспорта для уточнения обязанностей `ММП` в русле госполитики.
Но в таком случае агентство фактически должно выступить в роли уполномоченной компании по
управлению всей инфраструктурой, связанной с эксплуатацией атомного гражданского флота. А этот статус, по идее, предполагалось закрепить за ФГУП `Севморпуть`. Кроме того, в подобной формулировке агентство претендует еще и на часть полномочий Федерального агентства по атомной энергии. Иными словами, предстоит урегулировать законодательные коллизии.
Важный вопрос, на который пока нет ответа, - могут ли частные структуры управлять ледокольным флотом или это право исключительно госструктур? Если могут, то почему это право монополизировано `ММП`? Ведь услугами атомных ледоколов пользуются все участники рынка северных грузоперевозок.
Ряд крупных грузовладельцев, включая `Роснефть`, готов инвестировать в развитие системы ледокольного обеспечения, но не имеет гарантий защиты капиталовложений. Это тормозит освоение нефтяных месторождений Севера и препятствует интеграции российской транспортной системы с международной сетью коммуникаций.
Однако расширение круга инвесторов должно быть урегулировано с выполнением военно-морского гособоронзаказа, финансированием морских научных исследований, имеющих государственное значение, и решения социально-экономических задач северных территорий РФ, включая загрузку судостроительных мощностей `Звездочки` и `Севмашпредприятия`. Так, в частности, ставился вопрос в кулуарах заседания Морской коллегии, которое проводилось в Архангельской области с участием премьер-министра РФ Михаила Фрадкова, министра обороны Сергея Иванова, министра промышленности и энергетики Виктора Христенко, министра природных ресурсов Юрия Трутнева, руководителя Агентства по атомной энергии Александра Румянцева и руководителя ФСБ Николая Патрушева.
Конкретных решений на коллегии не приняли, но министерствам поручено к 1 декабря разработать соответствующие программы. Причем с учетом тех негативных тенденций, на которые указал М. Фрадков. Однако при этом премьер дал понять, что на прямые дотации рассчитывать `некорректно`. Правительство РФ не считает нужным стимулировать производство и реализацию тех судов, которые будут востребованы рынком. Отсюда, в частности, можно предположить, как будет решаться судьба `ММП`: если хозяева пароходства не поспевают за развитием глобального рынка, то тем хуже для них - рынок ударит по ним. И государство позаботится лишь о том, чтобы в макроэкономических баталиях за передел рынка не пострадали экология, безопасность мореплавания и оборонные нужды страны.
Такая установка делает крайне уязвимой позиции главного акционера `ММП` - ООО `Севморпуть-капитал`. Наверное, не случайно появились слухи о том, что оно получило предложение о продаже контрольного пакета в 59,63% акций пароходства. В том числе - от крупной иностранной компании. Руководство `ММП` опровергло эти слухи, сославшись на то, что сейчас идет война за ледокольный флот и конкуренты готовы на любые акции против пароходства.
Впрочем, в свое время, например, топ-менеджеры ОАО `Морской порт Санкт-Петербург` также
опровергали `слухи` о продаже хозяином порта части стивидорного бизнеса. А после года упорного `отстрела` ими журналистских уток оказалось, что палили по воробьям: крупная сделка все-таки состоялась. Вероятно, дыма без огня не бывает и в Мурманской области. Государству небезразлично, кто будет владеть `ММП` и фактически оперировать мощным ледокольным флотом на Севере.
Однако сдаваться без боя никто не намерен. В пароходстве подали два исковых заявления в арбитражный суд - о признании представления Счетной палаты РФ от 18.05.04 недействительным и о признании незаконными действий должностных лиц Счетной палаты при проведении проверки `ММП`.
Ответа из Счетной палаты не последовало, но вскоре из Генпрокуратуры РФ поступили сведения о взятии ею под контроль расследования деятельности `ММП` прокуратурой Мурманской области по уголовному делу, возбужденному 11.06.04 по признакам причинения имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием и превышения должностных полномочий руководством судоходной компании.
|