Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Информационный бизнес далек и от оптимизма, и от пессимизма - ЭиВ N 32 (519)
УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕСОМ
Информационный бизнес далек и от оптимизма, и от пессимизма
No. 32 (519) 23.08.2004
Владимир ХОЗИКОВ
Российский информационный бизнес, если судить по комментариям экспертов, сегодня на распутье. Ситуация в перспективе должна измениться - к лучшему или к худшему. Ожидания положительных перемен связывают с экономическим подъемом, стимулирующим спрос, и появлением нового поколения предпринимателей, отрицательных - с политикой государства, которое в лице властных и околовластных структур в последнее время все активнее стремится доминировать на информационном рынке
Рост медленный,

но пока верный



- В современной России наиболее платежеспособный покупатель информационных услуг - это крупные компании, которые, как правило, имеют собственные аналитические структуры и получают большую часть необходимых сведений своими силами, - поясняет президент группы компаний BPS Юрий Завьялов. - Малый бизнес по определению не может позволить себе обращаться к информационно-аналитическим агентствам. Перспективный рынок - средние фирмы, однако, как показывает опыт, их руководители и хозяева обращаются за помощью лишь после того, как сами несколько раз обожгутся. Слишком силен еще фактор русского авось, кроме того, предприниматели нередко излишне полагаются на знакомства в правоохранительных органах или спецслужбах, которые есть у многих.

О том, что спрос на информационные

услуги со стороны отечественного бизнеса до сих пор стимулирует, прежде всего, горький опыт, говорят практически все участники рынка.

`Есть немало примеров, когда мы вначале предлагали свои услуги и получали отказ, а потом через какое-то время несостоявшийся клиент приходил сам и просил о помощи. Примечательно, что на чужих ошибках пока никто не учится. А расширение клиентской базы в основном обеспечивают молодые предприниматели, которые думают по-другому, нежели старшее поколение`, - рассказывает генеральный директор компании `Кредитреформа-СПб` Андрей Литов.

С такой оценкой согласен и Юрий Завьялов. `Разумеется, через несколько лет облик информационного рынка изменится, - утверждает он. - Новые тенденции спроса будут задавать молодые специалисты, получившие образование за рубежом, и их клиенты`.

Есть и другие примеры, показывающие, что тенденции развития информационного рынка достаточно противоречивы и неоднозначны. Например, по словам Андрея Литова, с середины 1990-х годов у некоторых петербургских информационно-аналитических компаний продажи увеличились на сотни процентов, прежде всего потому, что бизнес-сообщество мало-помалу становится более сознательным.

`Это проявляется и в отношении предпринимателей к нашей работе: если еще семь-восемь лет назад простые вопросы, никакого отношения не имеющие к коммерческой тайне, вызывали у деловых людей нервозную реакцию, то сегодня это воспринимается спокойнее`, - говорит он.



Все становятся

на свои места



Индикаторы реальных перемен можно увидеть в смене предпочтений клиентов как по формату информационных продуктов, которые они хотели бы получать, так и по содержанию. Прежде всего, специалисты отмечают, что в России все больше развиваются он-лайновые информационные услуги при одновременном снижении спроса на традиционные печатные носители.

Современные электронные системы позволяют не только производить поиск, но и проводить аналитическую обработку данных, они более гибки в использовании, дают возможность для дистанционной работы и оперативного пополнения свежей информацией.

Одновременно формируются новые формы информационных продуктов, которых несколько лет назад еще не было. И это открывает новые возможности для российского бизнеса.

- Задачи, с которыми приходится сталкиваться информационным компаниям, постепенно меняются, - говорит Юрий Завьялов. - В середине 1990-х в основном спрос был на так называемую пробивку тех или иных компаний и частных лиц и на базовые сведения, есть ли такой человек или фирма и что из себя представляет. Сегодня больше интересуются деловой репутацией, связями, партнерами, положением на рынке. В ближайшие пять лет ни одна из известных в России западных компаний (D&B, Creditreform и т. д.) не сможет давать компетентных ответов на эти вопросы. Это не заложено в технологию их работы. 95% клиентов представительств западных информационных компаний - это зарубежные фирмы. Российские с серьезными запросами к ним практически не обращаются, понимая недостаточность сведений, которые те могут дать. Да и сами западные предприниматели понимают, что, как только речь заходит о серьезных проектах, необходимо находить источники информации другого уровня.

Мнения представителей разных фирм подтверждают, что спрос на услуги российских информационных компаний в значительной мере стимулируется зарубежными клиентами, объем запросов которых за последние четыре года только увеличивается.

- Хочу заметить, что на Западе бизнесмены прекрасно понимают, что такое конкурентная или деловая разведка. И они прекрасно знают, у кого в России можно получить необходимую информацию, и совершенно не стесняются за ней обращаться. Не надо представлять их простаками, - комментирует Юрий Завьялов.

- Информационный бизнес в России постепенно обретает более-менее понятный облик, - полагает Андрей Литов. - Если раньше компании пытались оказывать любые услуги, то сегодня идет разделение сфер. Одни ориентируются на бизнес-справки по международным стандартам, другие - на пресс-клиппинг, маркетинговые исследования, создание электронных архивов и баз данных. Деловая разведка переходит к детективным агентствам, как это принято на Западе.

Как пояснил нам учредитель фирмы `БИНК` Василий Стебельков, по финансовой мощи представительства иностранных фирм сильнее российских коллег, что во многом объясняется устойчивым потоком заказов от головных офисов. Это, однако, не мешает отечественным компаниям сотрудничать с конкурентами, например, совместно приобретать базы данных ради сокращения расходов. Появились уже и клиенты, которые пользуются услугами сразу нескольких информационных фирм - чтобы иметь возможность для сравнения полученных данных.

И все-таки большинство участников рынка говорят, что информационный бизнес в России до сих пор находится на стадии зарождения. Например, предпринимателей из Петербурга и Ленинградской области в основном интересует информация о петербургских фирмах, хотя бизнес продвигается и в другие регионы. Василий Стебельков, например, отмечает, что спрос петербургских предприятий на информацию о партнерах или конкурентах в других регионах России остается более-менее стабильным начиная с середины 1990-х. Причину он видит в том, что количество предприятий, работающих с другими регионами, примерно одинаково: одни умирают, другие появляются, и всплеска в ближайшие годы ожидать не приходится.



Государство напрягает



Но основным фактором беспокойства для информационных компаний остаются не колебания спроса, и даже не макроэкономическая ситуация, а политика государства. Власть, единственный реальный `супертяжеловес` на информационном рынке, сегодня имеет все необходимые рычаги, чтобы изменить ситуацию как в пользу частного бизнеса, так и в ущерб ему, причем удар может быть нанесен смертельный.

В этом плане показательны ожидания закона о кредитных бюро, проект которого обсуждается уже очень давно. В том, что на информационный рынок он повлияет, сомнений нет ни у кого. Но вот каким окажется это влияние, опять же никто не берется спрогнозировать. Все зависит от сути закона.

`Проект, который разрабатывался для прошлой Думы, можно назвать демократичным, - говорит Андрей Литов. - Но есть и альтернативный вариант, согласно которому должно быть только одно бюро - при Центробанке. Что получится в итоге, никто не знает`.

Естественно, появление монополиста значительно изменит расстановку сил. Ведь, как показывает зарубежный опыт, кредитные бюро относятся к числу основных потребителей информационных услуг, а в нынешней России информационные компании во многом заменяют эти пока не существующие структуры.

- Конкуренции со стороны кредитных бюро, если закон о них все-таки будет принят, мы не боимся. Скорее, появление этих фирм стимулирует спрос и приток к таким компаниям, как наша, новых клиентов. Полагаю, что, познакомившись поближе со стандартными услугами кредитных бюро, еще больше потенциальных клиентов смогут оценить реальную ценность услуг информационно-аналитических компаний. Ибо реальные потребности даже самих кредитных бюро едва ли сможет удовлетворить тот объем информации, который сегодня есть в открытом доступе, - считает Юрий Завьялов.

Таким образом, вопрос лишь в том, чтобы рынок кредитной информации не был волевым решением отдан под контроль одной-единственной структуры. О том, что такая угроза существует, говорят руководители многих компаний.

- Очевидные попытки монополизировать информационный рынок или хотя бы его отдельные сегменты, есть уже сейчас, - рассказывает Андрей Литов. - Например, доступ к базам данных ряда государственных структур, таких как налоговая инспекция или Госкомстат, ведется через посредничество коммерческих фирм. Тенденция, можно сказать, налицо.

Как говорит Василий Стебельков, российское законодательство фактически закрывает свободный доступ к тем данным, которые, по идее, должны находиться в свободном доступе. Ведь если следовать мировой практике, все сведения, которые сдаются предприятиями и организациями государственным контролирующим органам, являются открытыми. Однако в нашей стране об этом пока можно лишь мечтать.

У государства есть и другие возможности изменить расстановку сил в информационном бизнесе, например введя лицензирование на жестких условиях. Разговоры и слухи о том, что это возможно, тоже имеют место в деловом сообществе.



Другие материалы рубрики
УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕСОМ
03.12.07Где искать лидеров бизнеса?
03.12.07Деловой форум промышленников и HR
03.12.07В `Невской ратуше` соберутся чиновники и бизнесмены
03.12.07Трасса будущего или транспорт для избранных?
16.04.07Анкор: новый акцент брэнда
16.04.07Совет директоров `Ленэнерго` утвердил бизнес-план
16.04.07Поворот в стиле фэшн
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru