ОСАГО: закон
и его реализация
Недостатков у `автогражданки` всего два, зато весьма серьезных: несовершенство механизма выплат и плохая работа ГИБДД.
`Проблемы не в самом законе, а в его реализации, - сказал руководитель департамента маркетинга и рекламы ЗАО `СО `Прогресс-Нева` Алексей Образцов. - Участникам дорожно-транспортных происшествий приходится ждать работников ГИБДД от 2 до 6 часов, а затем от 10 дней до 2 месяцев уходит на оформление документов в ГИБДД`.
Кроме того, весьма часты жалобы клиентов на ошибки в документах. Но при этом если информации от пострадавшего недостаточно, страховщик не может определить, кто из участников аварии должен возмещать ущерб.
Одно из решений этих проблем - упростить процедуру оформления мелких ДТП, доверить ее аварийным комиссарам. Необходимые условия для этого - отсутствие пострадавших, незначительный материальный ущерб и взаимное согласие участников происшествия. По словам Юрия Легина, исполнительного директора Всероссийского союза аварийных комиссаров (ВСА), вопрос о точном порядке таких действий сейчас рассматривается на всех уровнях. `В ГУ ГИБДД России не возражают против передачи оформления мелких ДТП другим структурам`, - говорит он.
Сегодня в Петербурге, по данным ВСА, - 150 аварийных комиссаров. Это сотрудники независимых служб аварийных комиссаров и служб аварийных комиссаров страховых компаний. Одной из основных проблем деятельности аварийных комиссаров, по словам Юрия Легина, является несоответствие существующих уровня и условий оплаты их работы со стороны страховых компаний и постоянно возрастающей потребности в этих услугах.
Неожиданный ответ: по словам начальника Выборгского районного ГИБДД полковника милиции Ивана Вишневского, до введения страховки водители договаривались на месте ДТП и разъезжались, а сегодня, когда застраховано 80% эксплуатируемых транспортных средств, водителям выгодно оформить происшествие.
`Количество аварий будет расти. Сегодня водителей ничто не сдерживает. Раньше происшествий было меньше, а дисциплина выше, когда действовала система баллов, штрафных дырок. Раньше водителю выписывали штраф и отбирали водительское удостоверение. Он мог получить его в ГАИ только после того, как оплатит штраф. А теперь мы каждый день составляем почти по 100 протоколов - и никакого результата`, - отметил И. Вишневский.
Две услуги
лучше одной?
Страховщики, которые по долгу службы обязаны знать страховое законодательство, всегда понимали, что прибыльность их работы по ОСАГО составит не более 5% от суммы сборов. Остальное все равно уйдет на выплаты или в фонды будущих выплат. Зачем тогда они так стремились попасть на этот рынок?
`С единственной целью, - объясняет начальник отдела маркетинга компании `Русский мир` Евгений Гуревич, - в расчете на эффект кросс-продаж` (это когда клиент, приходящий в компанию за полисом
ОСАГО, покупает заодно полисы этой же компании по другим видам страхования).
К концу первого года действия закона кросс-сейлинг у страховщиков, похоже, заработал. Связан ли он напрямую с `автогражданкой` или нет?
`В принципе связан, - считает Евгений Гуревич. - В первую очередь, это видно на примере авто-КАСКО, потому что, пройдя через ОСАГО, больше людей стали понимать разницу между страхованием ответственности и страхованием собственно автомобиля. И тот, кто мог себе позволить купить обе страховки, это сделал`.
В связи с этим многие страховщики стали предлагать своим клиентам сразу пакет страхования - ОСАГО-КАСКО. Оба вида страхования дополняют друг друга, и получается, что водитель автомобиля полностью защищен от финансовых потерь. `С введением ОСАГО число договоров страхования КАСКО в нашей компании возросло в 2 раза`, - сообщила Екатерина Медвинская, начальник отдела маркетинга и рекламы ООО `Северо-Западная страховая компания`.
А вторая группа кросс-покупателей, по мнению Евгения Гуревича, - это те, кому уже производили выплаты по ОСАГО, и при этом без задержек и сполна. Они проникались бoльшим доверием к страхованию и приобретали полисы по другим его видам...
Сознательность
на уровне европейской
Полисы ОСАГО за прошедший год приобрели 91% российских автолюбителей. Об этом свидетельствуют данные исследования, проведенного Росгосстрахом в 13 российских городах-миллионниках. В ходе репрезентативной выборки были опрошены 2609 автовладельцев.
Согласно исследованию, проведенному специалистами Росгосстраха, автомобили в крупных городах есть у 45% российских семей. При этом 87% автомобилистов владеют одним автомобилем, 10% - двумя, 3% - тремя и более. Среднестатистический житель российского города-миллионника имеет, чаще всего, автомобиль российского производства старше 5 лет.
Лидером среди страховщиков по ОСАГО по-прежнему остается ОАО `Росгосстрах` - крупнейшая российская страховая компания с самой разветвленной в стране сетью филиалов. В городах, где проходил опрос, доля Росгосстраха на рынке составляет около 30% (без учета Москвы доля Росгосстраха на рынке крупных городов превышает 40%). Другие страховые компании отстают от лидера в несколько раз. Как показывают данные исследования, `РЕСО-Гарантия` сейчас занимает в крупных городах 13% рынка ОСАГО, `РОСНО`- 9,4%.
Из тех, кто уже определился с выбором страховщика, 95% опрошенных намерены продлить действие полиса ОСАГО в той же компании, и только 5% желают сменить страховщика.
`Эти данные доказывают, что большинство автолюбителей довольны работой своей страховой компании, - считает руководитель Центра стратегических исследований, информации и анализа Росгосстраха Алексей Зубец. - Можно сделать вывод, что российские страховщики успешно справились с начальным периодом действия закона об ОСАГО`.
Это тем более важно, что в ДТП за этот год побывали около 3 млн российских автовладельцев. Исследование Росгосстраха показало, что введение ОСАГО способствовало повышению общей страховой культуры и увеличению продаж полисов добровольных видов страхования. Так, больше 10% от числа опрошенных при покупке полиса ОСАГО приобрели еще и полисы КАСКО автотранспорта, дающие дополнительную страховую защиту автомобиля.
|