Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Молчать! Я вас спрашиваю - ЭиВ N 32 (519)
Первая полоса
Молчать! Я вас спрашиваю
No. 32 (519) 23.08.2004
Владимир ХОЗИКОВ
Работодателя защитили от болтливых работников, но не от любопытных чиновников
На минувшей неделе вступил в силу долгожданный и многострадальный закон `О коммерческой тайне`. Многострадальный - потому что проект блуждал по коридорам власти целых восемь лет, а принять его думцы смогли лишь с четвертой попытки. Долгожданный - потому что воровство `секретов фирмы` в российском бизнесе давно стало весьма распространенным явлением, а правовых инструментов для борьбы с ним явно не хватало



Теперь закон определил, что коммерческая тайна - это `конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранять положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду`. К коммерческой тайне отнесена научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая, а также иная информация (в том числе секреты производства или ноу-хау), которая неизвестна третьим лицам и к которой нет свободного доступа на законных основаниях.

Помимо этих и ряда других основных понятий в законе прописан механизм отнесения информации к разряду коммерческих секретов, дан перечень сведений, которые не могут быть объявлены таковыми, сформулированы правила предоставления закрытой информации и права ее обладателя.

Таким образом, внесена ясность в целый ряд базовых вопросов, касающихся взаимоотношений работников и работодателей. Однако эксперты, комментируя закон, обращают внимание как на его несомненные преимущества, так и, мягко говоря, на спорные моменты.

Сначала о плюсах. Прежде всего, закон с полным основанием можно назвать своевременным: до его появления все, что касалось коммерческой тайны, регулировалось постановлением правительства от 1992 года, когда развитие экономики и деловых отношений находилось на совершенно ином уровне, нежели сегодня.

Далее юристы особо отмечают, что понятия `коммерческая тайна` и `информация, составляющая коммерческую тайну` в нынешнем законе сформулированы четко и даны в полном соответствии с трактовкой этих терминов в международном праве. Таким образом, преодолена бытовавшая до последнего времени разноголосица в базовых определениях. Кроме того, закон дает работодателям эффективный рычаг воздействия на сотрудников - `охранные` статьи в этом плане однозначно стоят на стороне фирмы.

Теперь о минусах. В первую очередь эксперты обращают внимание, что закон не предусматривает каких-либо механизмов защиты предпринимателей от недобросовестных чиновников. При том что право государственных и муниципальных структур на безвозмездное получение информации, относящейся к коммерческой тайне, отныне закреплено четко. Для этого достаточно лишь предъявить мотивированные условия интереса к чужим секретам, но уж с чем-с чем, а с мотивировкой у власти проблем никогда не было. `Был бы человек` - как говорится в одной известной пословице. И, комментируя это, ряд специалистов отмечает, что налицо лазейка для получения госслужащими инсайдерских сведений.

Кроме того, в законе не предусмотрено каких-либо компенсаций работникам за оговариваемое в контрактах молчание. Тем более что отсутствие четких определений, например понятия `ноу-хау`, дает работодателям возможность отнести к этой категории едва ли не любые сведения, касающиеся профессиональной сферы. И, соответственно, при желании потянуть сотрудника в суд за нарушение. Тоже, согласитесь, `дубинка` увесистая.

Объяснения таким пробелам в важном законе, который не без основания именуют одним из краеугольных камней в развитии рыночной экономики, многие политики видят в стремлении российских властей как можно скорее выполнить все условия, необходимые для вступления страны в ВТО. Закон о коммерческой тайне как раз относился к таким условиям. Теперь лакуна заполнена, по крайней мере, с формальной точки зрения. Именно это, судя по всему, и стало приоритетом.





Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru