На минувшей неделе вступил в силу долгожданный и многострадальный закон `О коммерческой тайне`. Многострадальный - потому что проект блуждал по коридорам власти целых восемь лет, а принять его думцы смогли лишь с четвертой попытки. Долгожданный - потому что воровство `секретов фирмы` в российском бизнесе давно стало весьма распространенным явлением, а правовых инструментов для борьбы с ним явно не хватало
Теперь закон определил, что коммерческая тайна - это `конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранять положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду`. К коммерческой тайне отнесена научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая, а также иная информация (в том числе секреты производства или ноу-хау), которая неизвестна третьим лицам и к которой нет свободного доступа на законных основаниях.
Помимо этих и ряда других основных понятий в законе прописан механизм отнесения информации к разряду коммерческих секретов, дан перечень сведений, которые не могут быть объявлены таковыми, сформулированы правила предоставления закрытой информации и права ее обладателя.
Таким образом, внесена ясность в целый ряд базовых вопросов, касающихся взаимоотношений работников и работодателей. Однако эксперты, комментируя закон, обращают внимание как на его несомненные преимущества, так и, мягко говоря, на спорные моменты.
Сначала о плюсах. Прежде всего, закон с полным основанием можно назвать своевременным: до его появления все, что касалось коммерческой тайны, регулировалось постановлением правительства от 1992 года, когда развитие экономики и деловых отношений находилось на совершенно ином уровне, нежели сегодня.
Далее юристы особо отмечают, что понятия `коммерческая тайна` и `информация, составляющая коммерческую тайну` в нынешнем законе сформулированы четко и даны в полном соответствии с трактовкой этих терминов в международном праве. Таким образом, преодолена бытовавшая до последнего времени разноголосица в базовых определениях. Кроме того, закон дает работодателям эффективный рычаг воздействия на сотрудников - `охранные` статьи в этом плане однозначно стоят на стороне фирмы.
Теперь о минусах. В первую очередь эксперты обращают внимание, что закон не предусматривает каких-либо механизмов защиты предпринимателей от недобросовестных чиновников. При том что право государственных и муниципальных структур на безвозмездное получение информации, относящейся к коммерческой тайне, отныне закреплено четко. Для этого достаточно лишь предъявить мотивированные условия интереса к чужим секретам, но уж с чем-с чем, а с мотивировкой у власти проблем никогда не было. `Был бы человек` - как говорится в одной известной пословице. И, комментируя это, ряд специалистов отмечает, что налицо лазейка для получения госслужащими инсайдерских сведений.
Кроме того, в законе не предусмотрено каких-либо компенсаций работникам за оговариваемое в контрактах молчание. Тем более что отсутствие четких определений, например понятия `ноу-хау`, дает работодателям возможность отнести к этой категории едва ли не любые сведения, касающиеся профессиональной сферы. И, соответственно, при желании потянуть сотрудника в суд за нарушение. Тоже, согласитесь, `дубинка` увесистая.
Объяснения таким пробелам в важном законе, который не без основания именуют одним из краеугольных камней в развитии рыночной экономики, многие политики видят в стремлении российских властей как можно скорее выполнить все условия, необходимые для вступления страны в ВТО. Закон о коммерческой тайне как раз относился к таким условиям. Теперь лакуна заполнена, по крайней мере, с формальной точки зрения. Именно это, судя по всему, и стало приоритетом.
|