- Дмитрий Семенович, среди ваших коллег распространено мнение о том, что не надо на государственном уровне заниматься подготовкой кадров и регулированием этого процесса. Рынок сам все разрешит... Вы тоже так считаете?
- Наша страна - удивительная. И не потому, что у нее какой-то свой особенный путь и все законы действуют по-другому. А потому, что мы начали развивать то, что называем рынком, с иных стартовых условий, чем многие зарубежные страны. И самое главное, что в разных секторах того, что сегодня принято называть рыночной экономикой, у нас тоже были разные стартовые уровни.
Де-факто у нас не было валютного рынка, и пока, к сожалению, нет и рынка труда. Разве что какой-то проторынок, то есть его зародыш.
Проблема в том, что когда люди произносят слово `рынок`, они почему-то забывают, что рынок - это не просто слово, не просто наше внутреннее убеждение в его наличии, а сложная по своей сути инфраструктура. И ее надо создавать.
Однако, на мой взгляд, сегодня нет дефицита трудовых ресурсов в количественном плане и не будет до 2007 года, потому что население в трудоспособном возрасте до этого года практически не будет меняться, а по некоторым параметрам даже будет расти. А вот уровень экономической активности снижается.
Почему люди не хотят работать? И надо ли стимулировать этих людей к тому, чтобы они захотели стать экономически активными? В каких целях и как стимулировать, какие создавать рабочие места? Именно эти проблемы должны быть предметом рыночного и административного регулирования. Только тогда мы можем говорить о рыночных инструментах.
Сегодня, пожалуй, рынок труда лишь в зачаточном состоянии существует в Петербурге и Москве...
- Итак, рынок труда в Петербурге есть, но есть и проблема дефицита профессиональных кадров на промышленных предприятиях...
- Дефицит трудовых ресурсов в Петербурге не так просто измерить. Гипотетически можно посчитать по балансу, что у нас не закрыты заявки работодателей примерно на 140 тысяч человек. На эти заявки мало кто согласится идти работать. Но это не количественная проблема, а качественная. И поэтому надо сначала договориться о целях, а потом говорить о том, как преодолевать дефицит.
Если мы ставим целью заполнение любой вакансии, то лично я сомневаюсь, что мы сможем эту цель достичь. И надо ли ее вообще достигать? Потому что очень многие вакансии созданы, скажем так, по инерции, чтобы ничего не менять на производстве.
Когда видишь, что требуются слесари, сварщики, токари, которые даже в среднесрочной перспективе на самом деле не имеют права на существование, то становится понятно, что эти вакансии мы можем заполнить только на какой-то период времени трудовыми мигрантами. Но конкурентоспособность от этого не повысится. Там, где требуются специалисты высокой квалификации для современных технологий, проблема существует. Но это проблема настройки индикаторов рынка.
- С чего надо начинать?
- С создания профессиональных стандартов. Чтобы понимать и формулировать, какими навыками должен обладать специалист, для того чтобы занять данную вакансию. Мы должны формализовать эти навыки.
Следующий шаг - определение соответствия профессионального стандарта образовательному, на основании которого работают образовательные учреждения. А определив, следует изменить систему профтехобразования в соответствии с современными требованиями. Но без революций и совместно с предприятиями.
Реформа профессиональной школы города, финансируемой за счет городского бюджета, назрела. Есть надежда, что осенью она все-таки начнется и станет первым этапом большого процесса. Параллельно с реформой надо убеждать бизнес, что личный учебный центр на предприятии - это, может быть, и хорошо, но дорого и никогда не окупится. А вот современный центр подготовки и повышения квалификации, развиваемый совместными усилиями нескольких предприятий и города, будет не только рентабельным, но и конкурентоспособным. Но для этого нужна программа.
- В официальных документах, опубликованных в последние полгода, речь идет только о программе подготовки кадров для судостроения. А как же предприятия других отраслей?
- Я убежден, что требуется комплексная программа реформирования системы подготовки кадров для предприятий города. Ведь никто не сумеет запретить сварщику с судостроительного предприятия пойти работать на непрофильное производство. И, повторяю, в процесс формирования такой программы с самых первых шагов надо вовлекать все заинтересованные стороны: работодателей, профессиональные учебные заведения, Комитет экономического развития городского правительства, другие комитеты, ректоров вузов, рекрутинговые компании.
Уверен, что программа обеспечения предприятий Петербурга квалифицированными кадрами станет главной политикой города и его правительства. Ведь от кадровой политики не в меньшей мере, чем от демографической, зависит развитие экономики мегаполиса.
|