Сначала шквал вопросов вызвало появление в ЗС Петербурга документа с предложением выразить недоверие А. Вахмистрову. Однако в конце июля вице-губернатор из рук полпреда Президента РФ в СЗФО Ильи Клебанова получил письменную благодарность В. Путина за восстановление зоны бывшего размыва в Петербургском метро. А перед Днем строителя в Госстрое РФ необычайно высоко оценили работу петербургского строительного комплекса. И наконец, В. Матвиенко дала понять, что относится к А. Вахмистрову весьма лояльно. После этого количество скандальных публикаций в СМИ резко уменьшилось.
Теперь многие журналисты видят в лице вице-губернатора едва ли не оракула, который знает, как рулить строительным комплексом города и которого больше не пытаются критиковать представители строительных фирм, вместо этого они стремятся наладить тесный контакт с тем, кто формирует градостроительную политику Петербурга. Итак, каковы же ее основные черты? Чего удалось добиться?
А. Вахмистров считает, что сегодня в секторе долевого строительства уже не возникает новых серьезных конфликтов между инвесторами и строительными организациями. Правительству города остается расхлебывать только последствия старых манипуляций с квартирами.
Вторая отличительная черта нынешнего этапа развития строительного рынка - попытка правительства города выработать политику сдерживания динамики галопирующего роста цен на первичном рынке. Понятно, что административным путем это сделать невозможно: на первичный рынок влияют цены на вторичном рынке жилья. Однако можно создать условия для ускорения роста предложения квартир. Надеяться на то, что в ближайшие годы оно превысит спрос не приходится.
К тому же `разогреть` сектор домостроения непросто. На него влияет множество факторов. В частности, инженерная инфраструктура. Она, в свою очередь, зависит от согласованности политики монополистов `Ленэнерго`, `Ленгаза` и `Водоканала` с планами новостроя. В правительстве приняты программы развития систем газо-, тепло- и водоснабжения до 2008 года.
Кроме того, решено направлять не менее 70% средств, собранных от застройщиков, на городскую инфраструктуру, на развитие инженерно-энергетического комплекса Петербурга.
Другой фактор - эффективность расходования бюджетных средств. Речь идет о развитии системы госзаказа. В I половине 2004 года проведено 111 конкурсов по размещению госзаказа Петербурга на выполнение строительно-монтажных и проектно-изыскательских работ по возведению объектов коммунального, жилищного и социально-бытового назначения, к которым было привлечено 473 организации. Здесь же следует упомянуть и о необходимости увеличения объемов сдачи социального жилья. По новым правилам 10% жилья в новых домах должны передавать городу.
Третий фактор, который влияет на темпы строительства, - законодательное регулирование инвестиционных процессов в стройкомплексе города. Это тесно связано с темпами подготовки территорий под строительство. Дополнительным стимулом могла бы стать ипотека. Однако она заработает нескоро: еще велик уровень инфляции (12-14% в год). Люди не уверены в своей способности вернуть кредит. Некоторые категории граждан нуждаются в субсидиях. Наконец, у граждан нет кредитной истории, а в стране еще не выстроена эффективная система кредитования.
В 2007 году планируется сдать в эксплуатацию 3 млн кв. метров жилья, а в 2004-м ожидается выйти на рубеж в 2 млн кв. метров. Такой прирост строительства дал некоторые результаты: в июле-августе наблюдалась стабилизация цен в рублевом эквиваленте. Но это явление временное: снижена не стоимость в у.е., а курс у.е. А дальше цены вновь начнут расти.
Понятно, что погоня за количеством квадратных метров может отразиться на качестве строительства. А. Вахмистров уверен, что основная его гарантия - в строгом соблюдении госстандартов. Однако контроль за качеством нужен не только на стадии сдачи объекта в эксплуатацию, как сейчас. Поэтому к структурам, занимающимся приемкой объекта, планируется добавить службу по надзору за проектированием и строительством.
Следовало бы проявить больше требовательности и дольщикам: в актах при получении жилья они указывают не все недостатки...
Имя А. Вахмистрова ассоциируется также с принятием в Петербурге в 2003-2004 гг. ряда нормативных актов, упорядочивающих инвестиционно-строительную деятельность. Один из самых чувствительных для строителей - закон о градостроительном регулировании и последовавшее за ним постановление правительства города, где указаны лакуны в границах объединенной охранной зоны Петербурга. Некоторые назвали этот шаг революционным.
Определены критерии возникновения таких пятен под будущие стройплощадки. Самый простой - на участке, выставляемом на торги, где когда-то стоял дом. Поэтому сейчас речь идет не об уплотнении, а об упорядочении застройки в историческом центре города.
С уплотнительной застройкой иногда связывают образ коммунальной квартиры. Но в правительстве Петербурга ее определяют по-другому: это повышение плотности застройки земельных участков с использованием существующих резервов - земля должна приносить доход всем жителям города. Такое уплотнение вызывает неудовольствие петербуржцев: ведь им она приносит не доход, а один убыток.
Напомним, что в ЗС Петербурга принят закон об участии граждан в обсуждении градостроительных решений. Это несколько увеличило сроки подготовки документации. Но если проект прошел общественные слушания, то в дальнейшем строительство обычно проходит без проблем. Местные жители в основном высказываются правильно, называют недостатки, которые надо и можно устранить. Они понимают, что приход инвестора поможет решить в квартале проблемы, которые из-за нехватки денег были бы отложены. Тем не менее нередко вместо диалога населения с представителями бизнеса и власти по поводу уплотнения звучит монолог. И если договориться с противниками уплотнения невозможно, то,
по мнению А. Вахмистрова, единственный путь разрешения конфликта - через суд...
Уплотнять, кстати, будут не только Центр, но и Северо-Приморскую часть города, районы Каменки, Северной долины, Юго-Запад, отдельные кварталы Невского района и Купчино, Колпино, Рыбацкое, а также участки в Выборгском и Кировском районах.
Программа долгосрочного развития строительного комплекса до 2010 года предусматривает расселение и санацию `хрущевок`. В 2004-м ее начали реализовывать.
Основная цель развития Петербурга - создание комфортной среды обитания: добротная архитектура, удобные планировки, практичность жилищ и развитая сфера услуг (паркинги, бытовое обслуживание, общепит...).
|