`Не должно сметь...`
Субъекты не всегда и не во всем согласны с позицией Центра. В последнее время, например, Минфин мощно продавливал на всех уровнях идею перевода финансовых счетов российских регионов и муниципальных образований под `крышу` Федерального казначейства. Субъекты оказали жесткое сопротивление нажиму и умудрились провести в Комитете по бюджету и налогам Госдумы РФ слушания с привлечением ведущих ученых страны.
Академики и профессора вроде бы доказали депутатам, что в организации казначейского `общежития` особой необходимости нет. Тогда главный казначей России Татьяна Нестеренко бросилась отстаивать свою правоту на самых верхних этажах власти. Битва сторон закончилась тем, что срок перевода всех 89 региональных и 30 тысяч муниципальных счетов в ведомство г-жи Нестеренко перенесен на первое января 2006 года. То есть в аккурат на начало ввода в действие новых принципов организации органов власти субъектов и местного самоуправления. И только!
По сути, как и в других подобных случаях, регионам дали понять: `Не должно сметь свое суждение иметь!..`. Сама направленность, торопливость и сложность реформирования бюджетной сферы в интерьере извечных региональных недовольств заставляет задаться сенсационным вопросом: а нужны ли Центру сильные субъекты? И еще более крамольной мыслью: заинтересован ли Центр в существовании субъектов вообще?
Сценарий для субъектов
Такой бесконфликтный для Центра субъект, как Ленобласть, сейчас интенсивно отрабатывает сценарии бюджетной и муниципальной реформ, болезненной перестройки межбюджетных отношений. С этой целью областной комитет финансов подключил к работе экспертов авторитетных организаций - Леонтьевского центра и Института реформирования общественных финансов. Уже готовы документы, корректирующие бюджетный процесс в Ленобласти, регулирующие формирование и распределение средств фондов поддержки муниципальных районов и поселений. Доводятся до нужной кондиции методики и формулы расчетов размеров областной финансовой помощи местным органам власти.
Тем не менее эксперты обеих научных организаций, участвовавшие недавно в совместном семинаре с областными и районными финансистами, главами местных администраций, вероятные последствия преобразований не прояснили.
Специалистов и управленцев на местах, естественно, интересовали не столько общие положения концепции федерального реформирования бюджетного процесса, сколько конкретные финансовые показатели. Но на вопросы главы одного из МО о том, больше или меньше средств окажется в результате реформ в территориальной `казне`, поднимется ли уровень бюджетной обеспеченности на одного районного жителя, ученые, по существу, не ответили.
Не уверен, что такие ответы есть и у Центра. Тогда почему с невиданной поспешностью, образно говоря, пущен поезд по недостаточно проверенному обходчиками пути? Не идет же речь о реформах ради самих реформ? С этой точки зрения, весьма любопытны и красноречивы представленные экспертами на областном семинаре выкладки. После того как примут изменения, внесенные в федеральные законы о принципах организации органов власти субъектов РФ и местного самоуправления, перераспределятся и расходные обязательства участников бюджетного процесса. У субъектов они возрастут, исходя из условий 2005 года, на 621,3 млрд руб. А обязательства местных бюджетов уменьшатся на 321,2 млрд руб. И в 2006 году, когда развернутся реформы, картина будет еще более контрастной.
Цифры свидетельствуют: на субъекты взваливается дополнительный тяжкий груз социальных расходов. Кроме того, по имеющимся сведениям, Центр переведет на региональный уровень не только часть своих полномочий, но и федеральные законы, акты, которые подводили под них правовую базу. Если это произойдет на самом деле, то правительство и ЗС Ленобласти встанут перед дилеммой: приостановить действие `ниспосланных` сверху документов, вызвав недовольство жителей или залезать все в новые и новые долги?
Центр же окажется, что называется, над схваткой: при деньгах, без лишней финансовой обузы, вне критики со стороны населения. Все сказанное, безусловно, ставит область и другие субъекты в трудную ситуацию. Бюджетные потенциалы под бременем своих и `чужих` бюджетных обязательств могут ослабнуть. Вот тогда субъекты гораздо легче будет уговорить пойти на объединение в рамках своих федеральных округов. Уже, казалось бы, спетая песня зазвучит с новой силой и станет весьма актуальной. А припевом ее могут стать строки Булата Окуджавы: `Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке`.
Запасной вариант
Вспомним теперь и о муниципальных районах, чьи расходные обязательства облегчил Центр. Начну с того, что недавно из Лондона вернулась группа специалистов областного комитета финансов, которую возглавляла первый заместитель председателя комитета Евгения Гресь.
На месте изучались, в частности, структура местных финансов, межбюджетные отношения. По словам участников этой весьма любопытной поездки, в Англии вообще нет подобных области административно-территориальных образований. Государство имеет прямые отношения с бюджетами муниципального уровня. То есть деньги Центра поступают прямо в муниципалитеты.
Таким образом, нельзя не учитывать комбинацию, в ходе которой федеральные власти вступят в прямые отношения с муниципальными районами и городскими округами. Подобные структуры, конечно, никогда не захотят вступать в пререкания с Центром. В этом `запасном` варианте нет ничего невозможного.
В 2006 году муниципальные районы обяжут перейти на кассовое обслуживание в органы Федерального казначейства. Не забудем и такой важный фактор, как предстоящее создание муниципальной милиции. Формируются вполне благоприятные условия как для окружного, так и для районного уровня прямого партнерства, в зависимости от результатов реформ.
Неясна только роль ныне существующих субъектов Федерации. Им постоянно сокращают объемы финансовой помощи, `довешивают` неподъемные финансовые нагрузки в социальном секторе, стремятся урезать свободу маневрирования бюджетными средствами...
Иногда возникает мысль: может быть, я ошибаюсь, и сверху делается последняя попытка `воспитать` беспрекословно послушные регионы? Но, полагаю, она обречена на провал.
|