Когда рынок насыщается количественно, конкуренция усиливается, и тогда на повестку дня неизбежно выходит вопрос качества. Российский рынок наконец достиг в своем развитии того уровня, когда не только ценовые показатели определяют выбор покупателя
Газетные полосы, телевизионные экраны, упаковки товаров запестрели значками всевозможных конкурсов, федеральных программ, смотров и рейтингов. Эту сферу деятельности вполне можно было бы выделить в отдельную отрасль экономики. Однако далеко не всегда знак на упаковке гарантирует покупателю 100%-ю защиту от опасности употребить что-то не то.
В Комитете экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ) администрации Петербурга, куда часто обращаются горожане с вопросом `Почему товар оказался некачественным, если на нем есть этот знак и информация о том, что конкурс поддерживает городское правительство?`, проанализировали существующую ситуацию. А проанализировав, решили, что придется городу выйти из большинства проводимых коммерческими структурами конкурсов и программ.
Почему? Потому что присутствием городской администрации освящено столь большое количество конкурсов, что у правительства не хватает сил и средств, чтобы следить за самим процессом. А о том, чтобы проверять все товары и услуги, производимые и оказываемые многочисленными конкурсантами, дипломантами и лауреатами, и вообще говорить не приходится.
Вот как комментирует ситуацию зампредседателя КЭРППиТ Сергей Зимин:
- У нас работают программа `Сделано в Петербурге`, фонд `Сделано в Петербурге`, конкурс `Общественное признание`. И по каждому из них есть распоряжения администрации. Кроме того, есть постановление федерального правительства и общероссийская программа `100 лучших товаров России`. В городе есть и `Бюро безупречного бизнеса`.
Создалась ситуация, что город одним компаниям предоставил конкурентное преимущество в форме использования административного ресурса и наименования городской администрации, а другим - нет. Но ведь и те и другие проводят конкурсы и осуществляют рейтинги на платной основе. Здесь есть элемент неравноправной конкуренции, поскольку победитель получает реальные конкурентные преимущества, по сравнению с другими участниками рынка. Собственно, за это он и платит деньги организаторам этого конкурса.
А дальше представим себе ситуацию, что победителю такого конкурса вручают некий символ или знак, который он использует на рынке для продвижения и развития своего бизнеса. Безусловно, доверие клиентов, например, к строительной компании, являющейся победителем конкурса, где один из соорганизаторов - правительство города, значительно выше. А вот добросовестность этой компании правительство проверить не может.
Добросовестность компании, по сути дела, определяется ее финансовыми возможностями и готовностью заплатить запрашиваемую организатором цену. В случае же претензий к той или иной компании - победителю городского конкурса, горожане обращаются, естественно, в правительство. Потому и принято решение упорядочить ситуацию, чтобы не создавать неравные конкурентные условия на рынке. Это не означает, что мы выбираем какой-то один конкурс и его поддерживаем. Мы выходим из всех конкурсов, предоставляя равные возможности всем коммерческим структурам проводить свои конкурсы и рейтинги. Конкурсы и рейтинги - обычный рынок, а положение в рейтинге - не что иное, как один из рекламных инструментариев. Реклама же - абсолютно конкурентная среда.
Если принципы и методы работы рейтингующего агентства профессиональны и оно верно определяет позицию той или иной компании, то его рейтинг в конечном итоге будет авторитетным, а само агентство - конкурентоспособным`, - считает С. Зимин.
Итак, в сентябре состоится заседание специальной рабочей группы, на котором будет объявлена официальная позиция городского правительства.
По словам С. Зимина, город будет вести работу только в двух направлениях. Первое - программа `Сделано в Петербурге`, которая будет предназначена для продвижения товаров на внешние рынки. Для этого предполагают марку `Сделано в Петербурге` сделать городским брэндом, зарегистрировав ее на ГУП и сделав городской собственностью.
Эту марку на условиях конкурса и обязательного проведения экспертизы будут приобретать компании, производящие престижный и качественный товар на вывоз. В качестве ответной реакции на продвижение этого брэнда в КЭРППиТ ожидают рост интереса со стороны потенциальных инвесторов к предприятиям города.
Вторым направлением станет работа с качеством, которая будет осуществляться в рамках регионального этапа Федеральной программы `100 лучших товаров`. Этот российский конкурс качества, отличающийся от `Сделано в Петербурге` и идеей, и широким охватом групп товаров, и требованиям к товарам, станет главным индикатором качественных товаров.
Настораживает одно: а хватит ли 100 позиций на всю Россию? Пожалуй, только в Петербурге производят гораздо больше качественных товаров. (Как тут не вспомнить о пятиугольнике советских времен, который мог получить любой товар?) Потому кажется, что городу нужен свой отдельный знак, подтверждающий особо высокое петербургское качество.
В любом случае осенью должен появиться нормативный документ, который будет регламентировать систему городской оценки качества работы предприятий и выпускаемой ими продукции. |