Лес - одно из основных богатств Ленинградской области. Только в 2003 году в областной бюджет поступило прямых доходов от лесопользования более 330 млн руб. Из них более 20% было направлено на реализацию региональной целевой программы `Леса Ленинградской области`
За тот же период из областного бюджета выделено 72,6 млн руб. на лесовосстановительные мероприятия. В итоге за прошлый год арендаторы воссоздали лесные культуры на площади 4,7 тыс. гектаров.
Ответственно подошли к делу ЗАО `Тихвинский КЛПХ`, ООО `Прогресс` в Подпорожском районе, ЗАО `Виннэр`, ООО `ПКФ `Квинтекс`, ЗАО `ДП `Фиро-О` - в Выборгском, ООО `Русский лес` - в Бокситогорском районе и другие.
Казалось бы, ситуация не внушает опасений. Арендаторы в основной массе грамотно эксплуатируют предоставленные им ресурсы, снабжают население дровами. Но, как выясняется, это мнимое благополучие. В ряде случаев организации в течение нескольких лет без объективных причин не приступают к заготовкам древесины, выплачивая при этом арендную плату. Такое резервирование не
оправданно ни экономически, ни с точки зрения здравого смысла: ведь не производится продукция, не создаются дополнительные рабочие места, не поступают налоги (помимо арендной платы) в бюджеты. Остается только гадать, какими соображениями оправдывают такие заготовители перечисление арендной платы...
На этом фоне, к сожалению, не кажутся странными случаи, когда организации, получившие в аренду лесной фонд, длительное время не заключают договор аренды и с лесхозом. Участок лесного фонда числится занятым, но не используется.
Впрочем, взращенная на невозделанных делянках `экономика` преподносит и не такие сюрпризы. Прежде всего, это относится к использованию добытой древесины, которую ждут на предприятиях области. Договоры предусматривают обязательства арендаторов развивать собственную базу деревообработки. Причем переработка древесины должна составлять не менее 20% от общего объема ее заготовки. Необходимо также обеспечивать реализацию на внутреннем рынке не менее 40% круглых лесоматериалов от объема возможной заготовки на арендованных участках.
Вместо этого в 2003 году на внутренний рынок был поставлен только 1 млн кубометров древесины, или 21% от необходимого количества. Собственную переработку лесоматериала ведут только 23 арендатора. Причем выпуск их продукции составляет лишь 4% от общего объема. А ведь в
2003-м перерабатывающие предприятия лесного комплекса Ленобласти испытывали серьезные трудности в связи с дефицитом пиловочника. Возникает резонный вопрос: куда же идет круглый лес, если его и на месте не перерабатывают, и на деревообрабатывающие предприятия не отправляют?
Погружаясь еще глубже в недра `лесной экономики`, можно было бы предположить, что лесозаготовителям просто выгодно, не вкладывая дополнительных средств, получать солидные прибыли за счет поставок круглого леса. Однако данные статистики свидетельствуют о том, что многие предприятия работали с убытками и низкой налоговой отдачей на один кубометр заготовленной древесины. Целый ряд предприятий отпускал ее по цене реализации за один кубометр ниже средней по району, имея при этом низкий уровень оплаты труда работников.
Страдают от такой организации бизнеса не только лесорубы, но и бюджеты из-за недополучения налоговых платежей, а следовательно, и социальные программы, осуществляемые в области. А мы говорим о социальной ответственности бизнеса...
Очевидно, работа предприятий с низкой налоговой отдачей, с убытками и низким уровнем оплаты труда работников ставит под сомнение целесообразность дальнейшей аренды участков лесного фонда неэффективными лесопользователями.
В лесу нужно работать по-хозяйски, соблюдая не только свой интерес, но и государственный. Однако применение санкций за невыполнение условий договоров аренды находится исключительно в компетенции федеральных органов управления лесным хозяйством - лесхозов. А лесхозы, увы, контролируют выполнение договоров аренды плохо. Вот почему правительство Ленинградской области решило по-новому строить отношения с лесопользователями. Будут принимать более жесткие санкции, но ситуация в лесном комплексе требует того. Комитету по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области в целях повышения эффективности использования участков лесного фонда, предоставленных в долгосрочную аренду, поручено создать условия, обеспечивающие увеличение в 2004 году объемов лесовосстановительных мероприятий.
Специалисты комитета совместно с коллегами из Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Петербургу и Ленинградской области и федерального ГУ `Ленлес` уже ведут проверку деятельности арендаторов лесного фонда по выполнению ими условий договоров аренды. В случае если будут выявлены нарушения, права арендаторов на пользование участками леса приостановят, а могут и аннулировать. |