Все последние годы на Выборгском участке границы растут цифры и показатели. Сначала транспортный поток стабильно ежегодно рос на 5-10%. Эти данные часто сравнивали с показателями 1980 года (в тот год в Москве прошла Олимпиада)
Шли годы. Постепенно про Олимпиаду стали забывать и перестали что-либо с нею сравнивать. А транспортный поток продолжал расти. Теперь уже ежегодно на 10-15%. Старые пункты пропуска просто захлебывались от такого наплыва автотуристов. Остро встал вопрос о строительстве новых. Все понимали, что эта проблема требует скорейшего решения. Но с политическими катаклизмами начала 1990-х годов пришлось отказаться на неопределенное время от модернизации таможенных постов. Стране нужны были средства на восстановление развалившегося хозяйства, на зарплаты людям. Эти средства могла дать таможня. Но для этого в нее саму нужно было вложить немало денег.
ГТК пошел на затраты и начал обустройство границ. Но денежные реки имели свойство быстро мелеть, превращаясь в ручейки, а потом и вовсе пересыхали. В таких условиях строили пункты пропуска в Торфяновке и Брусничном. В тот период стало модно ругать таможню за очереди на границе. Они порой растягивались на несколько километров. Водители жили в машинах по 2-3 дня. Скандалы в связи с этим стали чуть ли не нормой жизни.
Людям было абсолютно не интересно, что транспортный поток ежегодно в это время рос на 20-25%. Они не хотели мириться с проблемами на границе. Со сдачей в эксплуатацию МАПП `Торфяновка` ситуация немного улучшилась, но ненадолго. Один автопереход не мог решить всех проблем. Таможенникам было очевидно, что с ними можно будет справиться только в комплексе.
На строительство МАПП `Брусничное` ушло почти 5 лет. С его сдачей значительно улучшилась организация движения на автопереходах.
Два года назад вступил в строй новый МАПП `Светогорск`. Построен современный пункт пропуска `Морской порт Приморск` по перевалке нефти. Если до его эксплуатации основную долю перечислений в бюджет страны (до 70%) давал таможенный пост `Светогорск` (ОАО `Светогорск` - крупнейший участник внешнеэкономической деятельности), то с открытием `Приморска` последний стал давать до 90% перечислений в федеральный бюджет.
В госказну в последние годы было перечислено:
в 1998 г. - 246,8 млн руб.;
в 1999 г. - 787,7 млн руб.;
в 2000 г. - 1078,6 млн руб.;
в 2001 г. - 1176,7 млн;
в 2002 г. - 8762,2 млн руб.
Если по итогам 2000 года Выборгская таможня в целом перечислила в федеральный бюджет чуть больше 1 млрд руб., то в последующее время она стала передавать такие суммы почти каждый месяц. Сказались поступления от экспорта нефти.
Собственники активизируют свои действия в зоне деятельности Выборгской таможни. Активно включился в работу по экспорту нефти и порт в Высоцке. И хотя его официальный ввод в эксплуатацию намечен на сентябрь, уже сегодня он частично использует свои мощности.
За первое полугодие 2004 года Выборгская таможня перечислила в федеральный бюджет более 19,5 млрд руб. Эти показатели несоизмеримы с теми, о которых она отчитывалась перед ГТК ранее. |