Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Лоскутное одеяло пространственного планирования - ЭиВ N 30 (517)
ПРОЕКТЫ И РАЗРАБОТКИ
Лоскутное одеяло пространственного планирования
No. 30 (517) 09.08.2004
Александр ВОЕВОДИН
Из анализа проекта концепции нового генплана Петербурга следует, что в правительстве нацелились просто подлатать старый генплан, принятый в 1985-м. В таком случае вместо перехода от экстенсивного к интенсивному развитию мегаполиса на ближайшие 20 лет фактически предлагается узаконить практику уплотнительной застройки, которой недовольны петербуржцы



В советские времена генпланы развития городов складывались на основе народнохозяйственных планов: они диктовали объемы производства, под них рассчитывали потребности в рабочей силе и определяли зоны индустриального строительства, рядом с которыми возникали новые жилые массивы.

Однако с середины 1990-х в Петербурге начался экономический спад, а затем - реструктуризация предприятий. Демографических всплесков не ожидается: в городе будут проживать не более 5 млн человек, что меньше прежнего уровня в 7-8 млн человек, на который должны были выйти согласно динамике, зафиксированной в старом генплане.

А нынешний спрос на недвижимость в Петербурге в правительстве объясняют, прежде всего, скупкой ее инвесторами, которые не доверяют свои накопления банкам. Доля действительно нуждающихся в новых квартирах горожан не очень велика. Одни разъезжаются, другие съезжаются. Происходит ротация, в результате которой многие к 2020 году обзаведутся жильем, в котором придется примерно по 30 кв. метров общей площади на 1 человека: уровень, близкий к среднеевропейскому. Для удовлетворения подобных потребностей, как полагают чиновники, вполне достаточно территориальных резервов в пределах городской черты.

Соответственно будет развиваться инженерная инфраструктура. В `Ленэнерго` и `Водоканале` намерены модернизировать старые производственные мощности. Ввод в строй новых объектов практически не предвидится. У монополистов, говорят, нет для этого средств. А у правительства Петербурга нет способов заставить их изыскать ресурсы для обустройства сетей в новых районах, если территории для таковых и будут размечены.

Правда, в последнее время в правительстве усиленно ищут крупных стратегических инвесторов, готовых заняться комплексной застройкой. Пока удалось договориться с двумя из них - это шанхайские фирмы, которые получили право на проектирование и изыскания (за свой счет), чтобы возвести жилье, магазины и офисы в районе Сосновой Поляны. Китайцы заявили, что готовы вложить в реализацию этих планов не менее $12 млн.

Другой проект комплексной застройки в Невском районе предлагает одна из московских компаний. Желающих, говорят, на самом деле больше, однако все упирается в оптимизацию уже имеющихся территорий. Например, в одной из петербургских фирм предлагают проект по замене воздушных высоковольтных линий электропередач на подземные высоковольтные кабели, а высвобождаемую территорию технического коридора ЛЭП отдать под комплексную застройку.

Площадь одного из таких участков оценивается в 300-350 тыс. кв. метров - целый микрорайон. Для этого, правда, необходима разработка концепции перспективного развития территорий с определением планировочных и градостроительных характеристик. И было бы неплохо все это учесть при создании нового генплана развития Петербурга.

Однако на подобные разработки нужны средства. По подсчетам экспертов, на разработку старого генплана ушло около 330 млрд руб. Проектом нового генплана занимались в основном архитекторы. Им самим едва хватало финансирования: например, в 2004 году на составление генплана из городского бюджета выделили 30 млн руб., которых хватило, чтобы подновить старую документацию о территориальных резервах, наложить ее на имеющуюся электронную карту города.

На составление полных кадастров земель и недвижимости в Петербурге средств нет. Многие организации, разумеется, за свой счет оформлять документацию для внесения сведений о своих ресурсах не намерены. Точно так же финансы поют романсы на тему геодезических изысканий: их проводят только при острой необходимости на отдельных участках Петербурга.

Один из чиновников в частной беседе объяснил популярно. Незачем изучать, скажем, течет на участке под застройкой подземная река или нет. Ведь она течет где-то и под соседними - уже возведенными зданиями. Но они же не разрушаются. Значит, и новый дом устоит...

При составлении нового генплана не предусмотрены исследования множества сопутствующих градостроительству факторов. В частности, по динамике нагрузок на проезжую часть улиц, по миграции населения в течение дня, по прогнозированию востребованности продукции петербургских предприятий на рынке сбыта для определения размеров будущих индустриальных зон, транзитного потенциала при создании новых логистических центров...

Планируется, что земельные участки под эти проекты будут нарезать в зависимости из складывающейся конъюнктуры рынка недвижимости. А какой она будет в предстоящие 20 лет - никто в правительстве не знает. Да и незачем властям так далеко заглядывать вперед: расхлебывать все нынешние начинания к тому сроку придется уже другим чиновникам.

Не потому ли в новом генплане решено не обозначать сроков реализации намеченных сценариев развития? Детализация проектов (градостроительное зонирование территорий, уточнение прав собственности и границ земельных участков, планирование инженерного обеспечения, размещения основных источников подачи энергии, тепла и воды) предполагается потом, после принятия генплана.

Иными словами, на суд общественности и депутатов ЗС выносят некий аморфный и ни к чему не обязывающий документ. А конкретные проекты пространственного планирования будут потом принимать в тиши правительственных кабинетов. И общественность узнает, какие земли продадут под застройку, где и что в будущем уплотнят, после того, как чиновники сговорятся с инвесторами.

Подобная неопределенность вряд ли устроит инвесторов, намеревающихся развивать долгосрочные проекты. Поэтому неудивительно, что в правительстве Петербурга собираются не развивать производственное и инновационное зонирование, а резервировать земли в первую очередь под так называемые общественно-деловые центры, которые будут встраивать в существующие жилые массивы.

Отсюда вывод: в Петербурге лишь декларируют намерение комплексно планировать развитие мегаполиса. На самом деле он по-прежнему будет развиваться стихийно. И государство на практике не стремится к полноценному партнерству с предпринимателями, потому что такое партнерство предполагает создание инфраструктуры бизнеса. А солидную часть этих расходов, судя по концепции нового генплана, в правительстве стремятся переложить на будущих инвесторов. Причем эти затраты, скорее всего, просто изымут из прибыли компаний. В конечном счете это замедлит оборот средств и ляжет дополнительной нагрузкой на дольщиков.

Аналогично поступят и с предпринимателями: при реализации новых проектов им предложат или вписываться в резервы уже имеющихся индустриальных зон, или самим искать участки на окраинах города и за свой счет проводить градостроительные изыскания. Так, в частности, собираются поступить с образующимися нежилыми зонами, прилегающими к кольцевой автодороге. Нет даже приблизительного технического регламента этих территорий. В правительстве лишь в общих чертах представляют, для чего они могут быть использованы.

По одним вариантам там хорошо бы построить логистические центры. По другим - сборочные производства. По третьим - часть расселяемых за счет федеральной казны домов из санитарной зоны кольцевой автодороги петербургские чиновники мечтают превратить в маневренный фонд. Ведь дома остаются хорошие. СЭС не разрешает людям в них обитать постоянно. Но почему там нельзя жить временно? Скажем, неплательщикам за коммунальные услуги, которых нужно оперативно по решению суда выселить, пока в счет долгов изымут, продадут их квартиры и предоставят полноценное, но более дешевое жилье...

При таких обстоятельствах идея открытого европейского города, которую собираются положить в основу градостроительных преобразований, звучит почти насмешкой, как принципы `многофункциональности градостроения` и намерение диверсификации городского хозяйства в сторону `постиндустриальной экономики`.

Прослеживается упорное стремление правительства скроить для города новую программу пространственного планирования из лоскутьев старого генплана и прежних градостроительных изысканий. Ведь если покопаться в архивах, то можно стряхнуть вековую пыль, например, с проекта пробивки Измайловской перспективы, предусмотренного еще первым генпланом Петербурга, составленным Д. Трезини. А к чему утруждаться поисками мест для возведения новых мостов, если в Ленинграде для них еще с

1930-х годов зарезервирован целый ряд створов?

Можно также вспомнить и подновить старую идею создания в Петербурге объединенной судоверфи с одновременным высвобождением заводских территорий под застройку жилыми зданиями. Востребуют ли их на практике инвесторы - дело десятое. Главное - выдать больше градостроительных сценариев хороших и разных, чтобы создать иллюзию активности и скрыть от глаз общественности намерение правительства втиснуть практически все новые дома в старые жилые массивы.
Другие материалы рубрики
ПРОЕКТЫ И РАЗРАБОТКИ
08.12.08Коротко
08.12.08Арктические «лабиринты»
Страны-конкуренты России не намерены отказываться
от богатых нефтью и газом акваторий Северного Ледовитого океана
08.12.08Штокман нашел нишу для малого бизнеса
10.11.08Пожарная рокировка
С 1 января в России пожарных инспекторов заменят пожарные аудиторы
10.11.08Коротко
13.10.08Коэффициент нагрузки
13.10.08Перспективы пока туманны
В Великом Новгороде в рамках выставки `Город. Ресурсы. Энергетика` состоялась первая межрегиональная конференция `Энергоресурсосбережение. Опыт и перспективы`
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru